Главная >> Древнерусская литература. 6-9 кл. Пименова

Пер. В. Ф. Ржиги

Летописная повесть о побоище на Дону (страница 2)

Кто Бог великий, кто Бог наш? Ты Бог, творящий чудеса, один». И окончив молитву, пошел он к Пречистой и к епископу Герасиму12 и сказал ему: «Благослови меня, отец, пойти против окаянного этого сыроядца Мамая, и нечестивого Ягайла, и отступника нашего Олега, отступившего от света в тьму». Святитель же Герасим благословил князя и всех воинов пойти против нечестивых агарян. И пошел он из Коломны с великой силой против безбожных татар 20 августа, возлагая надежду на милосердие Божие и на Пречистую Его Мать Богородицу, Приснодеву Марию, призывая на помощь чтимый крест. И пройдя свою отчину, великое свое княжение, стал у Оки при устье Лопасни, перехватывая вести от поганых. Тут приехал Владимир, брат его, и великий его воевода Тимофей Васильевич, и все воины остальные, которые были оставлены в Москве. И начали они перевозиться через Оку за неделю до Семенова дня в день воскресный и, переехав через реку, вошли в землю Рязанскую. И сам князь, в понедельник перешел брод со своим двором13, а в Москве оставил воевод своих у великой княгини Евдокии и у сыновей своих Василия, Юрья и Ивана - Федора Андреевича14.

    12 ...пошел он к Пречистой и к епископу Герасиму... - Речь идет об Успенском соборе в г. Коломне. Герасим - коломенский епископ.
    13 ...со своим двором... - Имеется в виду дворовое войско, находившееся при особе великого князя.
    14 ...Федора Андреевича. - Федор Андреевич Кошка, один из крупнейших московских бояр.

Когда услышали в городе Москве, в Переяславле, в Костроме, во Владимире и во всех городах великого князя и всех князей русских, что пошел за Оку князь великий, настало в городе Москве унынье большое, и по всем пределам города поднялся плач горький, раздались рыдания. <...>

И кто не заплачет, слыша рыдания тех женщин и горький их плач? Ведь глядя на детей своих, каждая из них сама себе говорила: «Увы мне, бедные наши дети! Лучше было бы нам, если бы вы не родились, мы не страдали бы от горькой печали из-за вашей гибели. Почему мы виноваты в погибели вашей?»

Великий же князь пришел к реке Дону за два дня до Рождества Святой Богородицы15. И тогда подоспела грамота от преподобного Сергия16 и от святого старца благословение, в ней было написано благословение биться с татарами: «Чтобы ты, господин, пошел, поможет тебе Бог и Святая Богородица». Князь же сказал: «Эти на колесницах, а эти на конях, мы же имя Господа Бога нашего призовем; победу дай нам, Господи, над врагами и помоги мне, оружием креста покори врагов наших, на Тебя надеясь, побеждаем, молясь Пречистой Твоей Матери». И сказав это, начал он полки устанавливать и одевал их в одежду праздничную, как великих ратников, а воеводы вооружали свои полки. Пришли они к Дону, стали тут и много раздумывали. Одни говорили: «Пойди, князь, за Дон», а другие сказали: «Не ходи, так как умножились враги наши, не только татары, но и Литва, и рязанцы». Мамай же, услышав о приходе князя к Дону и видя своих перебитыми, разъярился взором, помутился умом и распалялся лютою яростью, как змея некая, гневом дышащая. И сказал Мамай: «Двиньтесь, силы мои темные, пластн и князья, пойдем и станем у Дона против князя Дмитрия, пока не подоспеет к нам сообщник наш Ягайло со своею силой». Услышав о похвальбе мамаевой, князь сказал: «Господи, ты не повелел вступать в чужой предел, и я, Господи, не нарушил, а этот, Господи, окаянный Мамай, нечестивый сыроядец, как змей, к гнезду подошел, дерзнул на христианство, намереваясь кровь мою пролить, всю землю осквернить и святые Божии церкви разорить». И сказал: «...яви мне, Боже, славу Свою, и теперь, Господи, преврати печаль мою в радость и помилуй меня...»

    15 ...за два дня до Рождества святой Богородицы. - Праздник Рождества Богородицы отмечается 8 (21) сентября.
    16 ...от преподобного Сергия... - Сергий Радонежский, основатель и игумен Троице-Сергиева монастыря, видный церковный и политический деятель второй половины XIV в. Активно поддерживал национально-освободительную и объединительную политику Дмитрия Донского.

Все это высказав, он сказал брату своему, и всем князьям, и воеводам великим: «Подошло, братья, время битвы нашей и пришел праздник Рождества Царицы, Матери Божьей Богородицы, всех небесных чинов Госпожи и всей вселенной; если оживем - мы для Господа, если же умрем за мир этот - мы для Господа».

И велел мосты мостить и о бродах разузнавать в ту ночь накануне праздника Пречистой Матери Божией Богородицы. На следующий день, в субботу рано, 8 сентября, в самый праздник во время восхода солнца была тьма великая по всей земле, мгла, не было света от утра до третьего часа. И повелел Господь тьме отступить и дал свету прийти. Князь же великий приготовил свои полки великие, и все его князья русские свои полки подготовили, и великие его воеводы оделись в одежды праздничные, и случайности смертельные уничтожались. Трясение земли было страшное и ужас у людей, собравшихся издалека, с Востока и Запада. Пошли они за Дон в дальние части земли и быстро перешли за Дон, лютый и свирепый вдруг, так как основание земли сдвинулось от множества сил. Когда князь перешел за Дон в чистое поле, в Мамаеву землю на устье Непрядвы17, Господь Бог один вел его, и не было с ним Бога чужого. О, крепкое и твердое дерзание мужества! О, как он не испугался; не дрогнул от такого множества войск? Ведь поднялись на него три земли, три рати: первая - татарская, вторая - литовская, третья - рязанская. Однако всех этих он не испугался, нисколько не устрашился, но вооружившись верой в Бога, укрепившись силой чтимого креста, оградившись молитвами Пресвятой Богородицы, помолился Богу. <...>

    17 ...На устье Непрядвы... - Непрядва - приток Дона, впадающий в него с запада.

И было это в шестой час дня, начали появляться поганые измаильтяне в поле: было ведь ноле чистое и очень большое. И тут приготовились татарские полки против христиан, и встретились полки; и великие силы, увидав, пошли, и гудела земля, горы и холмы тряслись от множества воинов бесчисленных. Извлекли они оружие обоюдоострое. И стали орлы собираться, как писано: «Где трупы, тут и орлы». Когда пришло время, прежде всего начали съезжаться сторожевые полки русские с татарскими. Сам же великий князь сначала в сторожевых полках наехал на поганого царя Теляка18, названного воплощенным дьяволом Мамая; затем, недолго спустя, поехал князь в великий полк. И вот пошло великое войско Мамаево и вся сила татарская, и теперь великий князь Дмитрий Иванович со всеми князьями русскими, построив полки, пошел против поганых половцев со всеми войсками своими. Взглянул на небо умильными очами и вздохнув из глубины сердца, сказал он слово псаломское; «Братья, Бог нам прибежище и сила». И тотчас сошлись обе силы великие вместе надолго, и покрыли полки поле на десять верст от множества воинов, и была сеча ожесточенная и великая и бой упорный, сотрясение весьма великое: от начала мира сечи такой не бывало у великих князей русских, как у этого великого князя всея Руси. Когда бились они с шестого часа до девятого, пролилась, как дождевая туча, кровь обоих - русских сыновей и поганых; пало бесчисленное множество трупов мертвых обоих; много русских было побито татарами и Русью татар, падал труп на труп и падало тело татарское на тело христианское. В другом месте видно было, как русини гнался за татарином, а татарин этот настигал; смешались и перемешались, каждый ведь своего противника стремился победить.

    18 ...царя Теляка... - Золотоордынский хан с таким именем неизвестен.

<<< Страница 1                        Страница 3 >>>

 

 

???????@Mail.ru