|
|
|
Пер. В. Ф. Ржиги
Летописная повесть о побоище на Дону«Летописная повесть о побоище на Дону» входит в цикл воинских повестей (наряду с «Задошциной», «Сказанием о Мамаевом побоище»), посвященных победе русских войск над татаро-монголами в 1380 г. на поле Куликовом. Ученые предполагают, что ее создание относится к первой четверти XV в. О ПОБОИЩЕ НА ДОНУ
Той же осенью пришел ордынский князь Мамай1 с единомышленниками своими, и со всеми прочими князьями ордынскими, и со всей силой татарской и половецкой, да еще, кроме того, отряды нанял басурман, армян, фрягов, черкесов, ясов и буртасов. Также с Мамаем в единомыслии и в единой думе был и литовский Ягайло2 со всею силою литовскою и польскою. С ними же в союзе был князь Олег Иванович3 Рязанский, и со всеми этими сообщниками пошел на великого князя Дмитрия Ивановича4 и на брата его Владимира Андреевича5. Но хотел человеколюбивый Бог спасти и освободить род христианский молитвами Пречистой Его Матери от рабства измаильтянского, от поганого Мамая, и от сообщества нечестивого Ягайла, и от велеречивого и худого Олега Рязанского, который не соблюл своего христианства: придет ему день великий Господень для суда в аду. Окаянный же Мамай, возгордившись и считая себя царем, начал осуществлять злой замысел, темных своих князей6 звать. И сказал им: «Пойдем на русского князя и на всю силу русскую, как при Батые было, христианство уничтожим, и церкви Божии спалим, и кровь их прольем, и законы их погубим». Это из-за того, что нечестивый люто гневался за своих друзей и любимцев, князей, убитых на реке Боже7. И начал свирепый вдруг силы свои собирать, и в ярости двинулся с силой большой, намереваясь поработить христиан. Тогда двинулись все племена татарские. И начал он посылать в Литву к поганому Ягайлу и к лживому слуге сатаны, сообщнику дьявола, отлученному от Сына Божия, омраченному тьмою греховною... Олегу Рязанскому, поборнику басурманскому, лукавому сыну... И устроил старый злодей Мамай сговор нечестивый с поганою Литвою и с душегубцем Олегом, чтобы стать им у реки Оки на Семенов день8 на благоверного князя. <...> 1 ...ордынский князь Мамай... - Татарский военачальник («темник») при золотоордынском хане Бердибеке (1357 1361 гг.). В 1379 г. захватил власть и стал фактическим правителем Золотой Орды до 1380 г.
Эго было в месяце августе. Пришли из Орды такие вести к христолюбивому князю, что поднимается на христиан измаильтянский род9. Олег уже нарушил тогда долг свой перед Богом, задумал злой умысел с погаными и послал к князю Дмитрию известие ложное: «Мамай идет со всем своим царством в мою землю Рязанскую на меня и на тебя; и пусть будет известно тебе, что и литовский идет на тебя Ягайло со всею силою своею». Дмитрий же князь, услышав в невеселое то время, что идут на него все царства, совершающие беззаконие... пошел в соборную церковь Матери Божией Богородицы, пролил слезы и сказал: «О Господи, Ты всемогущий, всесильный, крепкий в битвах, воистину Ты царь славы, сотворивший небо и землю, помилуй нас молитвами Пречистой Твоей Матери, не оставь нас, когда унываем. Ты ведь Бог наш и мы люди Твои, пошли руку Твою свыше и помилуй нас, посрами врагов наших, и помилуй нас, и оружие их притупи; силен Ты, Господи, кто противится Тебе? Помяни, Господи, милость Свою, какую от века оказываешь роду христианскому. О много- именитая Дева, госпожа, Царица небесных чинов, Госпожа, всегда всей вселенной и всей жизни человеческой Кормительница, подними. Госпожа, руки свои пречистые, которыми носила ты Бога воплощенного, не презри христиан этих, избавь нас от сыроядцев этих и помилуй меня». Встав после молитвы, вышел он из церкви и послал за братом своим Владимиром, и за всеми князьями русскими, и за воеводами великими. И сказал брату своему Владимиру, и всем князьям русским, и воеводам: «Пойдем против этого окаянного и безбожного, нечестивого и темного сыроядца Мамая, за правую веру христианскую, за святые церкви, за всех младенцев, и старцев, и за всех христиан». <...> 9 ...измаильтянский род. - Русские книжники называли так ордынцев, причисляя их, как и половцев, к потомкам библейского Измаила, сына Авраама и Агари. И соединившись со всеми князьями русскими и со всею силою, пошел против них скоро из Москвы, намереваясь оборонять свою отчину, и пришел в Коломну, и собрал воинов своих 150 тысяч, кроме войска княжеского и воевод местных. От начала мира не бывало такой силы русских князей, как при этом князе. Было всей силы и всех войск с полтораста тысяч или с двести. Да еще к тому подоспели в ту пору военную издалека великие князья Ольгердовичи10, чтобы поклониться и послужить: князь Андрей Полоцкий и брат его, князь Дмитрий Брянский, со всеми своими воинами. 10 ...князья Ольгердовичи... - Андрей и Дмитрий Ольгердови- чи находились на службе у великого князя Московского. Андрей был князем Полоцким, Дмитрий - Брянским. В то время Мамай стал за Доном, буйствуя, возгордившись и гневаясь со всем своим царством, и стоял три недели. Снова пришла князю Дмитрию другая весть. Сообщили, что Мамай за Доном собрался и в поле стоит, ожидая к себе на помощь Ягайла с Литвою, чтобы, когда соберутся вместе, победу одержать сразу. И начал Мамай посылать к князю Дмитрию дани просить... Христолюбивый же князь, не желая кровопролития, хотел ему дань дать по христианской силе и по своему соглашению, как он соглашался с ним; а он не захотел, но думал гордо: ожидал своего нечестивого сообщника литовского. Олег же, отступник наш, присоединившийся к зловредному и поганому Мамаю и нечестивому Ягайлу, начал дань ему давать и силу свою посылать к нему на князя Дмитрия. Князь же Дмитрий, узнав об обмане хитрого Олега, кровопийцы христианского, нового Иуды-предателя, что на своего владыку бесится, вздохнув из глубины сердца своего, сказал: «Господи, замыслы неправедных разрушь, а зачинающих войны погуби, не я начал кровь проливать христианскую, но он, Свя- тополк новый11; воздай ему, Господи, семью семь раз, потому что во тьме ходит и забыл благодать Твою; заостри, как молнию, меч мой, и будет судить рука моя, воздам месть врагам, и ненавидящим меня воздам, и напою стрелы мои кровью их. <...> 11 ...Святополк новый... - Так назван Олег Рязанский, который презрительно сравнивается с князем Святополком Владимировичем, который после смерти отца своего захватил власть в Киеве и приказал убить своих братьев Бориса и Глеба.
|
|
|