Главная >> Древнерусская литература. 6-9 кл. Пименова

Древнерусская литература

Повесть о Горе-Злочастии (страница 3)

    Говорит им, седя, добрый молодец:
    «Государи вы, люди добрыя!
    Скажу я вам про свою нужду великую,
    про свое ослушание родительское,
    и про питье кабацкое,
    про чашу медвяную,
    про лестное питие пьяное.
    Яз как принялся за питие за пьяное,
    ослушался яз отца своего и матери, -
    благословение мне от них миновалося;
    Господь Бог на меня разгневался
    и на мою бедность вели великия
    многая скорби неисцелныя
    и печали неутешныя,
    скудость и недостатки, и нищета последняя.
    Укротила скудость мой речистый язык,
    изъсушила печаль мое лице и белое тело.
    Ради того мое сердце невесело,
    а белое лице унынливо,
    и ясныя очи замутилися;
    все имение22 и взоры23 у мене изменилися,
    отечество24 мое потерялося,
    храбрость молодецкая от мене миновалася.

      22 имущество
      23 вид, облик
      24 достоинство

    Государи вы, люди добрыя!
    Скажите и научите,
    как мне жить на чюжей стороне,
    в чюжих людех, и как залести мне милых другов?»
    Говорят молотцу люди добрыя:
    «Доброй еси ты и разумный молодец!
    Не буди ты спесив на чюжей стороне,
    покорися ты другу и недругу,
    поклонися стару и молоду,
    а чюжих ты дел не объявливай,
    а что слышишь или видишь, не сказывай,
    не лети ты межь други и недруги,
    не имей ты упатки вилавыя25,

      25 хитрые увертки

    не вейся змиею лукавою,
    смирение ко всем имей и ты с кротостию,
    держися истинны с правдою,
    то тебе будет честь и хваля великая.
    Первое тебе люди отведают26

      26

    и учнут тя чтить и жаловать
    за твою правду великую,
    за твое смирение и за вежество,
    и будут у тебя милые други,
    названыя братья надежный».
    О оттуду пошел, пошел молодец на чюжу сторону,
    и учал он жити умеючи.
    От великаго разума
    наживал он живота27 болшы старова,

      27

    присмотрил невесту себе по обычаю -
    захотелося молотцу женитися.
    Средил молодец честен пир
    отчеством и вежеством,
    любовным своим гостем и другом бил челом.
    И по грехом молотцу
    и по Божию попущению,
    а по действу дияволю, -
    пред любовными своими гостми
    и други и назваными браты похвалился.
    А всегда гнило слово похвалное,
    похвала живет человеку пагуба
    «Наживал-де я, молодец,
    живота болши старова!»
    Подслушало Горе-Злочастие
    хвастанье молодецкое,
    само говорит таково слово:
    «Не хвались ты, молодец, своим счастием,
    не хвастай своим богатеством!
    Бывали люди у меня, Горя,
    и мудрея тебя и досужае28,

      28

    и я их, Горе, перемудрило,
    учинися им злочастие великое,
    до смерти со мною боролися,
    во злом злочастии позорилися,
    не могли у меня, Горя, уехати,
    и сами они во гроб вселились,
    от мене накрепко они землею накрылись,

    босоты и наготы они избыли,
    и я от них, Горе, миновалось
    а злочастие на их въ могиле осталось.
    Еще возграяло я, Горе,
    к иным привязалось,
    а мне, Горю и Злочастию, не впусте же жить -
    хочю я, Горе, в людях жить
    и батагом меня не выгонить.
    А гнездо мое и вотчина во бражниках!»
    Говорит серо Горе-горинское:
    «Как бы мне молотцу появится?»
    И но зло то Горе излукавилось,
    во сне молодцу привидялось:
    «Откажи ты, молодец, невесте своей любимой -
    быть тебе от невесты истравлену,
    еще быть тебе от тое жены удавлену,
    из злата и серебра бысть убитому!
    Ты пойди, молодец, на царев кабак,
    не жали ты, пропивай свои животы,
    а скинь ты платье гостиное29,
    надежи30 ты на себя гунку кабацкую,
    кабаком то Горе избудетца,
    да то злое Злочастие останетца31
    за нагим-то Горе не погонитца,
    да никто к нагому не привяжетца,
    а нагому-босому шумить розбой».

      29 купеческое
      30 надень
      31 отстанет

    Тому сну молодец не поверовал,
    Ино зло то Горе излукавилось,
    Горе архангелом Гавриилом молотцу
    по-прежнему явилося,
    еще вновь Злочастие привязалося:
    «Али тебе, молодец, неведома
    нагота и босота безмерная,
    легота-беэпроторица великая?
    На себя что купить, то проторится,
    а ты, удал молодец, и так живешь.
    Да не бьют, не мучат нагих-босых
    и из раю нагих-босых не выгонят,
    а с тово свету сюды не вытепут32,

      32 не вытолкают

    да никто к нему не привяжется,
    а нагому-босому шумить розбой!»
    Тому сну молодец он поверовал,
    сошел он пропивать свои животы,
    а скинул он платье гостиное,
    надевал он гунку кабацкую,
    покрывал он свое тело белое.

<<< Страница 3                        Страница 4 >>>

 

 

???????@Mail.ru