Оптические явления: Домашние экспериментальные задания
Третий уровень
31.17. Станьте вблизи от уличного светильника так, чтобы отбрасывать на землю тень. Обратите внимание на контрастность теней ног и головы. Объясните результат опыта.
31.18. Предложите метод, позволяющий отличить собирающую линзу от рассеивающей, не определяя при этом на ощупь их толщину в центре и по краям.
31.19. Что находится в чернилах? Требуются: фломастеры разного цвета, плоская широкая ванночка, вода, полоски белой промокательной бумаги длиной 20 см и шириной 2—3 см.
а) На каждой полоске на расстоянии 2 см от края поставьте пятно фломастером.
б) Налейте в ванночку немного воды и коснитесь ее краем каждой полоски. Подождите, пока вода дойдет до пятна.
Ожидаемый результат: некоторые пятна, в том числе и черные, разделяются на участки разного цвета (рис. 185).
Объясните результаты опыта.
31.20. Почему небо меняет свой цвет? Требуются: большая прозрачная банка, молоко, вода, фонарик.
а) Наполните банку водой, добавьте несколько капель молока. Включите фонарик и направьте свет сверху вниз. Ожидаемый результат: вода приобретет голубую окраску.
б) Теперь направьте луч фонарика на стенку банки и посмотрите на свет, проходящий через воду. Ожидаемый результат: вода приобретет розоватый цвет, а та ее часть, через которую проходит свет фонарика, — оранжево-желтый.
Объясните результаты опыта.
31.21. Иллюзия стрелки. Еще в прошлом столетии для демонстрации оптических обманов изображали две стрелки (рис. 186). Посмотрите внимательно на рисунок и скажите, какая стрелка кажется вам более длинной. А теперь измерьте линейкой длину каждой стрелки. Сделайте выводы.
31.22. Иллюзия железнодорожной колеи. Железнодорожные рельсы, идущие вдаль, кажутся сходящимися за горизонтом. А верхняя горизонтальная линия между ними на рис. 187 кажется более длинной при любом положении изображения. Проверьте это, переворачивая рисунок. Сделайте выводы.
31.23. Квадрат на фоне окружностей. Стороны квадрата кажутся вогнутыми на фоне концентрических окружностей (рис. 188). Проверьте с помощью линейки, вогнуты ли они на самом деле. Сделайте вывод, всегда ли можно «доверять глазам своим».
31.24. Иллюзия веера. Горизонтальные отрезки прямых на рис. 189 воспринимаются как изогнутые линии. Убедитесь с помощью линейки, что это действительно отрезки прямых. Сделайте вывод: могут ли одни элементы рисунка влиять на восприятие других?