|
|
|
Глава 3. Древние цивилизации Азии
§ 17. «Просветление» Древней Индии
Определяем проблему урока
Вспоминаем то, что знаем • Объясни значение слов: цивилизация (ступень и общность), государство, народ, религия, искусство. (Словарь) • Когда и как люди научились обрабатывать железо? (§ 14) Почему в I тыс. до н.э. стали появляться новые религии? (§ 15, 16) Решаем проблему, открываем новые знания Извилистая тропа цивилизацииДокажи, что жители Индии взошли на ступень цивилизации. Сделай предварительный вывод по проблеме урока. За горами Ирана течёт великая река Инд. Жившие здесь племена к середине III тысячелетия до н.э. создали цивилизацию больших городов. Однако примерно через 8—9 веков по неизвестным нам причинам города опустели, и люди опять стали жить первобытными общинами. В середине II тысячелетия до н.э. в Индию переселяются индоевропейские племена кочевников ариев (родственники тех, что заселили Иран). Простые общинники перегоняли на новые пастбища коров, переносили туда свои лёгкие кибитки. Знатные воины во главе с раджами-вождями воевали на колесницах, отбивая друг у друга тучные стада. Через заросли джунглей арии постепенно продвигались на восток и вышли к берегам второй великой реки Индии — Гангу.
От своих западных соседей арии узнали секреты обработки железа. В X—VI веках до н.э. топорами из этого прочного металла они расчистили джунгли, плугами вспахали землю, лопатами вырыли каналы для отвода лишней воды. Местные племена помогли ариям приручить слонов, которые переносили тяжёлые брёвна, научили выращивать рис, познакомили со своими богами. Со временем коренные индийцы слились с ариями в одно общество. Арийские языки распространились на севере, а языки местных племён сохранились на юге. В VIII—VI веках до н.э. в долине Ганга выросли города, в которых жили раджи-цари, окружённые придворными. Земледельцы-общинники стали отдавать радже и воинам часть урожая. На пальмовых листьях записывались гимны богам, легенды о героях, перечни доходов. Были сложены древнеиндийские поэмы «Махабхара́та» и «Рамая́на».
|
|
|