Главная >> История Древнего мира 5 класс. Данилов

Глава 3. Древние цивилизации Азии

§ 18. Мудрость Древнего Китая (продолжение)

Человек и Небо

    На какие волнующие китайцев нравственные вопросы давало ответы учение Конфуция? Сделай вывод, почему древние китайцы считали свою страну единственной цивилизованной?

С VIII века до н.э. «цари областей» выходят из- под власти вана-императора. Страна постепенно распадается на враждующие царства: Цинь, Хань, Вей и др. Больше не было правителя, осмеливавшегося называть себя Сыном Неба. В VI-V веках до н.э. в Китае узнали секреты изготовления железа. С помощью волов и плуга с железным наконечником стали распахивать земли, прежде занятые лесами. Китайцы удивлялись: «Животные, служившие для жертвоприношений, теперь трудятся на полях!» Орошённые каналами поля, на которых выращивали рис, стали частной собственностью тех, кто их освоил. И не всегда это были знатные люди. В городах ремесленники и торговцы, обменивая товары, быстро богатели, оставаясь по рангу «простолюдинами».

    Наконечник копья

Китайцы пытались понять происходящее. Многие говорили, что путь, по которому идут боги и люди, нельзя осмыслить. Только через общение с духами можно обрести покой и бессмертие. Однако в VI—V веках до н.э. сын знатного воина из царства Лу Конфуций (Кунцзы) заявил: «Как мы можем знать, что такое смерть, если мы до сих пор не знаем, что такое жизнь?» Будучи родом из благородной, но бедной семьи, Конфуций служил чиновником у разных правителей. Но везде старался соответствовать облику «благородного мужа» древности. Он говорил: «...богатство и знатность, добытые бесчестным путём, — для меня это словно парящие облака!».

    Конфуций

Ученики, сопровождавшие его в странствиях, продолжали верить, что над всем миром людей и духов царит воля Великого Неба, что духам надо приносить жертвы. Однако главная цель конфуцианства в другом — правильно организовать жизнь общества: так, чтобы люди преодолевали в себе дикого зверя (варвара) и сохраняли человеческую культуру. Для этого надо точно соблюдать ритуалы (правила действий): правильно рассаживать людей за столом; соблюдать порядок жестов и слов при чаепитии, разбирая документы, разговаривая с родителями. Именно эти ритуалы связывают Небо и «культурных людей» друг с другом, отличают их от «зверей в облике человека» — варваров, «существ, не знающих культуры». Надо чтить предков, которые поняли и записали ритуалы. Надо любить людей — «не делать другим того, чего не желаешь себе», «отвечать на добро добром, а на зло - справедливостью». Надо знать своё место в обществе — подчиняться старшим и заботиться о младших.

    Лао-цзы

Организовать такую жизнь в государстве могут только «книжные, служилые люди» — чиновники, которые изучают мудрость предков, познают «волю Неба», подчиняются императору — Сыну Неба и справедливо управляют людьми, «не прибегая к казням». Конфуций говорил: «Если сами устремитесь к добру, то и народ станет добрее!»

<<< К началу      Окончание >>>

 

 

???????@Mail.ru