|
|
|
Глава 1. Первобытный мир
§ 4. Первые пастухи и хлеборобы (продолжение)Перестав переносить охотничьи стоянки с места на место, люди стали строить постоянные посёлки. Так появились ранние земледельцы-скотоводы. Они переделали палку-копалку и каменный нож собирателей в мотыгу и серп. Им потребовались крепкие топоры для расчистки леса под поля, они научились шлифовать камень и сверлить его, чтобы прочнее насаживать на ручку. Всё чаще требовалась посуда, в которой можно было варить мясо или кашу. Люди заметили, что обожжённая в костре глина затвердевает, и научились делать глиняные горшки. Волокна домашних растений и шерсть животных стали скручивать (прясть) в нити, которые тоньше, чем жилы зверей. Эти нити можно переплетать между собой, как прутья корзин, и получать (ткать) полотно — ткань.
10 тыс. лет назад в Западной Азии впервые освоили земледелие, скотоводство, ткачество и изготовление лепной посуды. На земле становится тесно!Выдели причины и последствия расселения земледельческих племён. Сделай вывод о том, почему в разных языках много похожих слов. Около 10—9 тыс. лет назад на территории современного Израиля, Сирии или Турции можно было увидеть на горных склонах сотни глинобитных домов. Рядом с ними доверху наполненные зерновые ямы, изгороди, из-за которых слышится блеяние коз, доносится запах молока. У каждого дома играют по 6—8 детей. Родовая община бывших охотников разрослась до 600 человек, а ведь уже дважды род делился: часть сородичей уходили на соседние холмы и строили там свои посёлки. Все эти братские родовые общины составляют теперь единый союз — племя.
Родовой старейшина крутит в руках деревянную табличку, которую принёс гонец из соседнего посёлка. Три вырезанные человеческие фигуры подчёркнуты линией — что означает, что надо собирать совет старейшин племени. Солнце, закрытое тучей, над домами за горой - знак того, что духи плодородия разгневались на два соседних племени и у них снова неурожай. Старейшина хмурится — соседи придут на их поля и попытаются отнять зерно, угнать скот. Их больше, они сильнее — вновь в боях погибнут мужчины, сиротами останутся дети. А ведь, по рассказам ходоков, в пяти днях пути к северу лежат почти безлюдные цветущие долины. Уйти всем туда? Но это может решить только народное собрание всего племени...
|
|
|