|
|
|
Глава 1. Первобытный мир
§ 4. Первые пастухи и хлеборобы
Определяем проблему урока
Вспоминаем то, что знаем • Объясни значение слова: «родовая община». (Словарь) Составь список предметов, действий, которые часто приходилось называть друг другу людям из разных родовых общин, осваивавших Землю. (§ 2) Решаем проблему, открываем новые знания Еду можно выращивать!Выдели причины и последствия перехода к земледелию и скотоводству. Сделай вывод о причинах сходства многих современных языков. Более 10 тыс. лет назад в родовых общинах Западной Азии начались перемены. Умелые охотники и собиратели добывали достаточно пищи, но изредка всё ещё случался голод. Помня об этом, некоторые охотники, убив козу, стали приводить с собой на стоянку её козлят — запас мяса, который съедали, если охота была неудачной. Выросшие в неволе животные рожали детёнышей. Кроме мяса и шкур, люди смогли получить молоко, научились делать творог, сметану, масло. Перемены происходили и в других родовых общинах, уже несколько столетий собиравших на склонах холмов дикорастущую пшеницу и ячмень. С ними было много возни: растолочь в муку в каменной ступе, разварить в кашу, поставив обмазанную глиной корзину рядом с костром и бросая туда раскалённые камни. Однако зёрна могли долго храниться и спасали в голодное время. Некоторые семена случайно падали в землю рядом с жилищами и на следующий год прорастали. Кто-то догадался вместо того, чтобы разыскивать колосья на дальних лугах, начать ухаживать за ними. Люди стали замечать, что колосья лучше растут, если их поливать, освобождать от сорняков, рыхлить почву. Вскоре часть семян общинники начали высаживать рядом с домом и собирать урожай.
|
|
|