|
|
|
Глава 1. Первобытный мир
§ 6. Первые цари и грамотеи (продолжение)Вдоль реки тянутся поля, прорезанные каналами с плотинами и бассейнами, образующими единую оросительную систему. Она создана совместным трудом нескольких соседских общин, которые поклоняются богу плодородия этой местности. Все возделанные земли — их общая собственность, которая раздаётся для обработки отдельным семьям. На своих быках, орудиях, кувшинах с зерном разные семьи ставили особые знаки владения — это их частная собственность. В Её можно продавать, дарить, наследовать. П Большинство семей из маленьких деревушек перебрались в центр полей и каналов, где сложилось большое поселение. Этот посёлок состоит уже не из одинаковых хижин равноправных общинников. В Над ним возвышаются крыши домов знаменитых, знатных людей. П В Их отцы и деды — выборные старейшины — издревле распределяли общинные земли, руководили рытьём каналов, помогали голодающим. Все их знали и уважали. Теперь их потомки — особый слой общества — знать. П В их домах убирают, готовят, кормят скот рабы. В О Это военнопленные, а позднее свои же соплеменники, которые не смогли вернуть долг и потеряли свободу, стали собственностью хозяина. П
В почтительном отдалении от знатных домов живут прочие общинники: В земледельцы, которые пашут и сеют; ремесленники, которые обменивают свои изделия на продукты; воины-дружинники, чья профессия — защищать своё поселение и держать в страхе соседей. П Отдельно стоит дом вождя. В О Под его предводительством воины покорили многие соседние племена. Теперь здесь собирается совет знати могучего союза. П Недавно, чтобы защититься от нападений, вокруг поселения возведена высокая ограда. Поэтому такие поселения — центры власти, хозяйства и религии ближайшей округи — называют городами. П Над городом к небу поднимаются стены храмов — домов богов-покровителей общины. Здесь на алтарях (столах) перед статуями богов Солнца, Плодородия, Воды люди сжигают жертвы — зерно и животных, чтобы могучие силы природы помогли им вырастить новый урожай. Всю общину перед богами представляют жрецы - наследники колдунов. В О Они одни умеют по солнцу и звёздам составить календарь и правильно высчитать время начала пахоты. П Они одни знают все древние мифы о том, как боги и предки-герои подарили людям первый плуг и первый колосок. П Жрецы умеют рассчитать, где прорыть канал, сколько зерна оставить при храме для жертв, обмена с соседями и про запас на голодный год. П Чтобы запомнить и передать эти знания, уже недостаточно первобытных рисунков. В О На их основе жрецы придумали сотни постоянных знаков, которыми записывают целые слова или их основные слоги. П К рубежу IV—III тысячелетий в некоторых земледельческих обществах произошло разделение на общественные слои, возникло неравенство, появились города и письменность. Новая властьОбъясни название текста (найди новые черты в управлении некоторых обществ на рубеже IV—III тысячелетий до новой эры). Сделай вывод: почему это время — начало новой эпохи? В городах, выросших по берегам великих рек, бок о бок жили представители многих родов. Всё чаще вспыхивали споры о том, где проходят границы между полями, кто возьмёт в жёны первую красавицу и прочее. Ранее их решали родовые старейшины, но к кому идти, если спор произошёл между представителями разных родов?
|
|
|