Главная >> История Новейшего времени. 9 класс. Данилов

Глава 4. Во времена холодной войны

§ 14—15. Третий — развивающийся — мир

— Объясни значение слов: аграрное и индустриальное общество, модернизация, капитализм, социализм, демократия, авторитаризм. (Словарь)

— Объясни, как связаны с понятием «информационное общество» следующие понятия: научно-техническая революция, социальное государство, общество потребления, смешанная экономика. (§ 12) Какие мероприятия в политике и экономике предполагал в конце 1940—1980-х годов выбор социалистического пути развития? Чем он отличался от капиталистического пути? (§ 13). Как после Второй мировой войны освобождались от колониализма Латинская Америка, Африка, исламский мир и Индия, Дальний Восток? (§ 10-11)

Пути развития Латинской Америки

К середине XX века большинство жителей стран Латинской Америки разводили скот, выращивали зерно, фрукты, сахарный тростник, кофе, табак и т.п. Эту сельскохозяйственную продукцию хозяева больших плантаций продавали в США и другие развитые индустриальные страны. Те, в свою очередь, поставляли в Латинскую Америку машины, одежду и другие промышленные товары. Во многих государствах проводились всеобщие выборы в парламент, однако депутаты и министры, как правило, зависели от немногочисленной группы богатейших плантаторов, торговцев, промышленников. При этом до 40% лучших заводов, земельных угодий (а значит, и влияние в обществе) принадлежало иностранным, в основном американским, компаниям. В годы Второй мировой войны и после нее в Латинской Америке строились новые заводы и фабрики, обеспечивающие продукцией воюющие страны антигитлеровской коалиции. К 1958 году промышленное производство в три раза превысило довоенный уровень, но в основном люди жили в крайней бедности. На массовых демонстрациях рабочие требовали повышения зарплаты, крестьяне — земли, буржуазия — вытеснения иностранных конкурентов. С 1940—1950-х годов многие партии призывали к единству нации во имя модернизации, прогресса, общественной справедливости и укрепления независимости.

По карте на с. 162-163 найди страны Латинской Америки, тропической Африки, исламского мира, Южной Азии, Дальнего Востока.

Типичная для латиноамериканских стран ситуация сложилась на острове Куба. Для приезжающих сюда отдыхать американских туристов существовали шикарные отели на побережье, а в бедных городских кварталах безработные молодые люди занимались проституцией и употребляли наркотики. Военный диктатор Кубы Р.Ф. Батиста назначал послушных президентов, а всякого, кто пытался противиться его власти, убивали подкупленные диктатором банды уголовников. В 1959 году в ходе Кубинской революции партизанская армия во главе с адвокатом Фиделем Кастро свергла Батисту. Кастро объявил революционные социалистические преобразования. Часть политических партий была запрещена, а остальные — объединены в Коммунистическую партию, члены которой составили правительство. Помещичьи земли раздали крестьянам, которых вскоре заставили объединиться в коллективные хозяйства. Частные заводы и дома, прежде всего американские, отобрали в собственность государства. США ввели экономическую блокаду и попытались силой свергнуть Кастро. Заподозренных в контрреволюции кубинцев власти тысячами отправляли на исправительные работы, более 10 тысяч расстреляли. СССР начал снабжать Остров свободы современным оружием, горючим, машинами, строить заводы, покупать по завышенным ценам кубинский сахар. На Кубе стали бесплатными образование и здравоохранение, детские сады, появились пенсии. Фидель Кастро пользовался большой популярностью. Он бессменно управлял Кубой около 50 лет. За это время до 2 млн кубинцев (1/5 часть населения) на кораблях, лодках и плотах бежали в США. На Кубе этих эмигрантов называют «червяки», однако большая часть кубинцев живут на денежные переводы своих родственников-«червяков» из США, так как на самой Кубе жизненный уровень остается заметно низким. Летом 2006 года Ф. Кастро в связи с болезнью передал власть своему брату Раулю Кастро, а в 2008 году полностью сложил с себя полномочия.

Фидель Кастро

Фидель Кастро — сын богатого кубинского помещика. Учился в Гаванском университете, увлекался марксизмом. Став адвокатом, бесплатно защищал бедняков. Уехал от диктатуры в Мексику. В 1956 году во главе 82 революционеров высадился на Кубе. За три года боев в горах и джунглях партизанский отряд вырос в целую армию, сокрушившую диктаторский режим.

Опасаясь повторения сценария Кубинской революции, США выделили странам Латинской Америки 20 млрд долл. на развитие их экономики и подъем уровня жизни. Однако лишь в Мексике — ближайшем соседе США —этой помощью распоряжалось правительство, регулярно избираемое на всеобщих выборах, в условиях свободы слова. В большинстве латиноамериканских стран под лозунгом единства и экономического прогресса нации власть стали захватывать военные диктаторы: в Бразилии (1964 г.), Аргентине (1976 г.), Парагвае (1954 г.) и т.д. В Чили в 1970 году на выборах победил блок социалистов и коммунистов, который объявил строительство социализма, сочетающего демократические свободы и рыночную экономику с государственной помощью трудящимся. Началась национализация — передача части заводов и другой собственности из частных рук в управление государству. Однако средств на преобразования в бюджете небогатой страны не хватало, взлетели цены на продукты и товары, в правительстве произошел раскол. В 1973 году Центральное разведывательное управление (ЦРУ) США помогло чилийскому генералу А. Пиноче́ту Уга́рте, главнокомандующему сухопутными войсками, организовать военный переворот. Избранный президент-социалист С. Альенде Госсенс погиб при штурме войсками Пиночета президентского дворца. Военные согнали тысячи его сторонников на центральный стадион в Сантьяго, превратив его в концлагерь, многих казнили. 200 тыс. чилийцев бежали из страны.

Генерал А. Пиночет

Авторитарные (диктаторские) режимы Чили, Бразилии и других стран вместо национализации стали проводить приватизацию — процес передачи государственной собственности (прежде всего — неэффективно управляемых чиновниками производств) в руки частных предпринимателей, вводили для них льготы, запрещали рост зарплат, экономили на пособиях бедным. В итоге в 1970—1980-х годах в странах Латинской Америки строились новые шоссе, электростанции, металлургические и машиностроительные заводы, нефтяные вышки. Бразилия, Аргентина, Чили по объему промышленной продукции стали догонять развитые страны, создавать собственные автомобили, самолеты, компьютеры, продавать свои товары по всему миру. Они получили название «новых индустриальных стран». Доля людей, занятых в городской промышленности и в сфере услуг, превысила долю сельскохозяйственных работников. При этом большинство граждан оставались бедными. Возмущение вызывали производимые диктаторскими властями произвольные аресты; продажность судей и чиновников, допускающих торговлю наркотиками; расцвет мафиозных группировок. Массовое движение за замену диктатуры демократией охватило Южную Америку. В джунглях Центральной Америки при поддержке Кубы отряды революционеров вели партизанскую войну с диктаторскими режимами. В 1979 году один из них — режим А. Сомосы в Никарагуа — был свергнут.

Страны Латинской Америки выбирали путь развития между демократией и авторитаризмом, а в ряде случаев — и тоталитаризмом (Куба, Никарагуа).

Э. Че Гевара. 1958 г

Соратник Кастро — партизанский командант Э. Че Гевара после победы на Кубе отправился делать революцию в Боливии, где был взят в плен правительственными войсками и расстрелян.

Проблемы тропической Африки

Сенегальцы с портретом первого президента — поэта Л. Сенгора

Когда англичане и французы предоставили своим африканским колониям независимость, на рубежах бывших колониальных провинций образовались границы десятков новых государств. При этом зачастую народ или группа племен, говорящих на одном языке, оказывались в разных государствах. Небольшая часть жителей тропической Африки за годы колониализма стали образованными горожанами — рабочими, предпринимателями, интеллигенцией. Большинство же по-прежнему жили в маленьких деревушках, добывали пропитание ручным земледелием, охотой, управлялись племенными вождями и старейшинами.

Власть в новых африканских государствах была организована по европейскому образцу — всеобщие выборы, парламенты. Новые независимые правительства в ходе программ модернизации строили школы и больницы. Это спасало от ранней смерти немало людей и при сохранении традиции рожать много детей привело к демографическому взрыву — резкому росту населения, что было характерно для Европы и Америки в XIX веке, а для большинства стран «третьего мира» — в XX веке. Растущему населению в деревнях не хватало земли для обработки, а в городах - рабочих мест на медленно развивающихся предприятиях. Спешная вырубка лесов, распашка новых земель привели к засухам и неурожаям. От голода и эпидемий то в одной, то в другой африканской стране, несмотря на помощь ООН, умирали тысячи людей.

Африканские школьники

Продолжение >>>

 

 

???????@Mail.ru