|
|
|
Глава 4. Во времена холодной войны
§ 14—15. Третий — развивающийся — мир (продолжение)Политические партии в африканских государствах часто объединяли людей не по взглядам, а по принадлежности к этнической группе. Проигравшие выборы обвиняли победителей, что те расходуют скромные государственные ресурсы на поддержку людей своей национальности, своего племени, своей веры (христианской, исламской, традиционной африканской). В большинстве стран часто вспыхивали гражданские и межнациональные войны, устанавливались военные диктатуры или авторитарные монархии; только в нескольких — правительства допускали существование оппозиции, свободной прессы. Сверхдержавы стремились, чтобы африканские государства, составляющие до 2/3 членов ООН, стали их союзниками. США предлагали военную помощь и кредиты, из-за которых часто вспыхивали внутренние конфликты. Страны, объявившие о своем социалистическом выборе (Мали, Гана, Танзания, Эфиопия, Мозамбик, Ангола, Сомали), получали аналогичную помощь из СССР. Однако марксистские партии, как и прозападные, объединяли людей одной национальности какой-либо страны, что приводило к межнациональным конфликтам.
Постепенно в тропической Африке росла доля горожан — рабочих, предпринимателей, интеллигенции. Нигерия стала одним из главных поставщиков нефти на мировой рынок. Южно-Африканская Республика (несмотря на конфликт правящего белого меньшинства и неполноправного черного большинства) подошла к уровню развитых стран Запада. Тем не менее в 1980-е годы на население Африки (10% всего человечества) приходился только 1% мирового промышленного производства. К концу XX века в 22 африканских странах валовой внутренний продукт (ВВП) — стоимость всех производимых за год товаров и услуг — в пересчете на душу населения составлял менее 300 долларов, что считается минимумом для физического выживания. Регионы исламского мира
Среди стран исламского мира Турция еще до Второй мировой войны при диктаторе Кемале Ататюрке стала развиваться как светское государство. После войны в этой стране частные предприниматели в условиях свободного рынка строили новые заводы и фабрики, промышленный рост составлял около 8% в год. Турция самостоятельно стала производить сложную технику, превратилась в центр туризма. После долгих лет диктатуры в стране постепенно утверждалась многопартийность; правительство формировало парламент, избираемый всеобщим голосованием. Традиционные нормы ислама и поныне соблюдаются значительной частью граждан. Однако женщины могут разводиться с мужьями, выбирать себе работу, наравне с мужчинами ходить в бары, на дискотеки и т.д. Схожая ситуация сложилась в государстве Израиль, созданном евреями-эмигрантами в центре арабоисламского мира при постоянных конфликтах с арабским населением. Турция и Израиль стали главными союзниками США и других стран Запада на Ближнем Востоке.
Во многих арабских странах — Египте, Сирии, Ливии, Ираке и других — в 1950-е годы к власти пришли молодые революционно настроенные офицеры, надеявшиеся с помощью СССР создать собственную промышленность и избавиться от влияния западных капиталистов. Некоторые страны объявили о строительстве «арабского социализма». СССР поставлял им оружие и технику, помогал строить заводы и электростанции. Однако авторитарные режимы, национализация, конфликты с исламским духовенством замедляли развитие экономики. В других арабских странах — Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ), Кувейте и пр. — сохранились авторитарные монархии и традиционный исламский образ жизни. В то же время именно здесь, на берегах Персидского залива, добывалась большая часть нефти для мирового рынка. Вырученные от продажи доллары тратились на создание собственной нефтедобывающей промышленности, современную перестройку городов, освоение новых компьютерных технологий, повышение уровня жизни и образования подданных.
По иному пути в I960-1970-е годы повел страну шах Ирана Моха́ммед Реза́ Пехлеви́. На доходы от продажи нефти и с помощью США не только быстро создавалась современная индустрия, но и сельскохозяйственные фермы американского типа, школы и университеты, в которых давали не исламское, а светское европейское образование. При этом шах вопреки требованиям иранской буржуазии и интеллигенции правил авторитарно (без парламента); полиция сажала в тюрьму всех критикующих власти. Правительство шаха подчеркивало свою преемственность от древней империи доисламского Ирана (Персии), ввело равноправие женщин. Журналы, кинофильмы, телевидение пропагандировали свободный, западный, стиль жизни. В мусульманских мечетях слушали магнитофонные записи речей живущего в вынужденной эмиграции духовного лидера — аятоллы́ Р. Хомейни́; они были направлены против шаха и разрушения традиционного исламского образа поведения. Тысячи иранских крестьян, разоренных конкуренцией с новыми фермами, заполонили города и слушали эти выступления.
В 1979 году исламская революция свергла шаха. Вернувшийся в Иран Р. Хомейни стал духовным главой — рахбаром исламской республики, которая заменила светское государство. Решения Совета высшего духовенства стали обязательными для избираемых народом президента и парламента. Сторонников западных порядков расстреливали, казни показывали по телевидению. Хомейни объявил, что «все бедствия Востока исходят от ... Запада, все беды мусульман — от Большого Сатаны — Америки. Смерть Америке!» Американцев изгнали из страны, отобрали собственность, захватили в заложники сотрудников посольства. Закрылись университеты, газеты, банки, фирмы, связанные с Западом, были разгромлены бары и дискотеки, запрещены западные кинофильмы, раздавлены бульдозерами бутылки с алкогольными напитками. Идеология исламского фундаментализма призывала построить жизнь по нормам шариата. За кражу стали отрубать руку, женщины под страхом быть побитыми камнями закрывали лицо чадрой. В 1981 — 1983 годах за «антиисламскую деятельность» новая полиция — «стражи исламской революции» расстреляли более 400 тыс. человек. Хомейни заявил, что его сторонники не прекратят борьбу, «пока не будет установлено всемирное исламское правление». Послам Ирана в других странах предписывалось: «экспортировать нашу революцию туда, где находитесь». В школах главными предметами стали основы ислама, мусульманское право, военная подготовка. В других странах исламского мира часть политических и духовных мусульманских лидеров выступили против фундаментализма, за мирное равноправное сосуществование разных религий и цивилизаций на планете. Те же, кто не ощущал положительных перемен от западной модернизации, относились к идеям фундаменталистов с симпатией. Когда в Афганистане (1978 г.) руководители партии, считающие себя марксистами, захватили власть и для помощи в строительстве социализма пригласили советские войска, тысячи афганцев стали уходить в партизанские отряды моджахедов, чтобы вести «священную войну с неверными».
|
|
|