|
|
|
Глава 3. За пределами новой Европы (Америка и Восток. XVI-XVIII века)
§ 14. Исламский мир — сосед Европы (продолжение)
Султаны поощряли развитие торговли, но поскольку земледельцы вели натуральное хозяйство, ремесленникам приходилось работать в основном по заказам государства (мушкеты, пушки, порох) или богачей из знати (шёлковые ткани, ковры, драгоценная посуда). В то же время горожанам без специального разрешения османского чиновника нельзя было открыть лавку или мастерскую. Городскими властями устанавливались цены на изделия ремёсел и продукты питания, которые не менялись по десять лет!
Столица — Стамбул (бывший Константинополь) — был заново отстроен. Практически все православные храмы были превращены в мечети, и их облик неповторимо изменили взмывшие в небо минареты. Собор Святой Софии, главная православная святыня Константинополя, стал главной мечетью Стамбула — Айя-Софией. Во многих кварталах стояли крытые базары, шумели фонтанами знаменитые турецкие бани. Панораму города украшали многочисленные медресе, где каждый день муллы помогали детям заучивать Коран. В центре города было несколько высших школ, где готовили знатоков мусульманского права и богословия. Однако первая типография в Османской империи появилась только в 1727 году и, выпустив несколько книг, была закрыта на 40 лет. Могущество Османской империи держалось на особых порядках исламского Востока. Упадок Османской империиКакие причины, на твой взгляд, привели к упадку Османской империи? Своё мнение подтверди фактами. Сделай вывод по проблеме. В первые десятилетия существования Османской империи христиан не заставляли менять веру. К этому их вынуждали только более высокие налоги. На Балканах целый народ — албанцы — стал мусульманским, а часть сербов и хорватов, приняв ислам, образовала новый народ — боснийцы. В культуру постепенно проникали турецкие слова, обычаи, предметы одежды. Для самоуправления немусульманам разрешалось объединяться в религиозные общины.
В конце XVI века наследники Сулеймана I всё больше времени проводили в своих гаремах, мало занимаясь государственными делами. Чиновники Высокой Порты стали раздавать земли с деревнями не воинам-ополченцам, а своим родственникам и друзьям. Те потихоньку объявляли их частными владениями и отказывались выставлять воинов в войско султана. В результате к концу XVII века султаны могли собрать под свои знамёна вместо 200 только 20 тысяч всадников. Ослабленная армия уже не могла завоёвывать новые земли, походы больше не приносили значительной добычи. Чтобы пополнить свои доходы, воины-ополченцы стали переселяться в деревни и самочинно увеличивать оброки с земледельцев, сгонять их с земли, превращать в крепостных. Для выплаты жалованья янычарам и многочисленным чиновникам султаны были вынуждены увеличить налоги с немусульманских подданных в 5 раз, причём их стали требовать даже с младенцев! Многие наместники на Балканах собирали в свою пользу налогов больше, чем в казну султана. Попытки жаловаться центральному правительству Порты заканчивались тем, что наместники откупались взятками, а христианские жалобщики ещё и оплачивали приезд проверяющего чиновника. Христианам было запрещено носить оружие и одежду, похожую на мусульманскую. В правительственных документах христианских подданных называли «скотом», и каждый янычар получил право убивать и забирать деньги любого подозрительного христианина.
В ответ православные народы Балканского полуострова начали борьбу за освобождение от власти османов. Вопреки турецкому правлению, греки, болгары, сербы, румыны, молдаване сумели сохранить свои языки и культуру. В городах распространялись книги и листы, призывавшие к борьбе за свободу. В горах складывались маленькие независимые государства, вроде сербского княжества Черногория. В долинах действовали разрозненные отряды народных мстителей — гайдуков — из беглых крестьян и горожан. С конца XVI и до конца XVIII века вспыхивали восстания во всех христианских владениях, но турецкие войска их жестоко подавляли.
|
|
|