Главная >> История Нового времени. 7 класс. Данилов

Глава 3. За пределами новой Европы (Америка и Восток. XVI-XVIII века)

§ 14. Исламский мир — сосед Европы

    Постановка проблему урока

    Венецианский (итальянский)посол о зале приёмов турецкого султана в начале XVI века

«На меня наступает и закрывает обзор необъятная толпа голов в тюрбанах, свёрнутых в складки белейшего шёлка, и ярких одеждах любого вида и оттенка, и везде блеск золота, серебра, пурпура, шёлка, сатина... Что поразило меня в этом огромном скоплении людей - это тишина и хорошая дисциплина. Не было никаких выкриков и говора, которые обычно исходят от скопления разнородных людей, никто не толпился. Каждый человек занимал отведённое ему место и вёл себя самым спокойным образом».

Судя по этому источнику, какие чувства испытывали европейцы по отношению к Османской империи - лидеру мусульманского мира?

    Справочные сведения

К концу XVIII века европейские дипломаты говорили об Османской империи как о «больном человеке».

Сравни эти сведения с данными источника: какой следует вопрос? (Авторский вариант — с. 303.)

    Повторение необходимых знаний

• Вспомни, что такое аграрное общество и признаки его разрушения.
• Объясни значение понятий: мусульмане, Коран, халиф, колония, великая держава.
• Когда и как была создана Османская империя, какие народы её населяли к середине XVI века? (Введение) Выдели особенности западной цивилизации Нового времени. (§ 6) Сравни причины, побуждавшие к территориальным захватам Османскую империю и европейские колониальные империи. (§ 2, 13)

    Решение проблемы

Могущество Османской империи

С помощью конкретных фактов докажи, что в Османской империи сохранялись основные черты аграрного общества. Какие из османских государственных порядков, обычаев ты считаешь допустимыми, а какие - недопустимыми в XXI веке? Свою позицию объясни. Сделай вывод по проблеме урока.

Государственное управление в Османской империи

Ближайшим соседом христианской Европы была Османская империя, чьи владения раскинулись сразу в трёх частях света. В целом большинство жителей империи было мусульманами, и только на Балканах они уступали по численности христианам и иудеям.

Вся высшая светская и религиозная власть над 15 миллионами подданных Османской империи принадлежала султану. Его именовали «оплотом ислама», «халифом» и «тенью Бога на земле». Почти каждый день султан начинал с посещения деловой части дворца. В особом здании на мягких подушках заседал государственный совет — диван. Государственные дела, отношения с иностранными послами тщательно фиксировались на бумаге в государственной канцелярии — Высокой Порте, расположенной по соседству. Её именем — Порта — европейцы называли всё турецкое правительство. Из её окна был виден Семибашенный замок — хранилище казны и сокровищ султана и одновременно главная тюрьма империи.

Устав от государственных дел, султан удалялся в особую часть дворца — свои личные покои. Здесь он мог отдохнуть под золотым балдахином на мягких атласных матрасах, прогуляться в саду под стеклянной крышей среди фонтанов и диковинных птиц. Здесь же располагался гарем — дом многочисленных жён и наложниц султана. Из всех провинций империи сюда свозили красавиц, обречённых вести жизнь в четырёх стенах под присмотром евнухов. Жёны вели скрытую борьбу друг с другом за право быть матерью наследника. Между сыновьями султана часто разгоралась борьба за власть.

В смутные времена судьбу престола часто решали янычары. Со всех немусульман империи собирали особый налог — мальчиками 9—10 лет. Оторвав от родителей, их воспитывали в специальных школах, обучая турецкому языку и внушая преданность исламу. Вся янычары считались «рабами султана». Не зная своих родных, живя в походных шатрах, янычары были связаны в одно боевое религиозное братство. Они всегда были готовы прийти на помощь своему господину.

Почти 80% населения были жителями сельских соседских общин. Хозяином всей земли считался султан. При этом все земледельцы имели право обрабатывать и передавать детям свой надел. За это они должны были платить либо налоги в казну султана, либо оброк его конным воинам. В целом земледельцам приходилось отдавать только около 1/10 урожая (продуктами или деньгами). Немусульмане платили ещё особый денежный налог — джизью, но во времена расцвета империи он был небольшим. При этом султаны карали смертью любого своего воина, если он «мял посевы, был обвинён в краже скота, пас лошадь на неубранных полях». Поэтому многие христиане с удовольствием переходили границу и селились во владениях султана. В XVI веке число жителей росло. Кроме обычных культур, в Османских владениях стали выращивать американские кукурузу и табак, африканский кофе.

Продолжение >>>

 

 

???????@Mail.ru