|
|
|
Глава 3. За пределами новой Европы (Америка и Восток. XVI-XVIII века)
§ 14. Исламский мир — сосед Европы
Постановка проблему урока
Повторение необходимых знаний • Вспомни, что такое аграрное общество и признаки его разрушения.
Решение проблемы Могущество Османской империиС помощью конкретных фактов докажи, что в Османской империи сохранялись основные черты аграрного общества. Какие из османских государственных порядков, обычаев ты считаешь допустимыми, а какие - недопустимыми в XXI веке? Свою позицию объясни. Сделай вывод по проблеме урока.
Ближайшим соседом христианской Европы была Османская империя, чьи владения раскинулись сразу в трёх частях света. В целом большинство жителей империи было мусульманами, и только на Балканах они уступали по численности христианам и иудеям. Вся высшая светская и религиозная власть над 15 миллионами подданных Османской империи принадлежала султану. Его именовали «оплотом ислама», «халифом» и «тенью Бога на земле». Почти каждый день султан начинал с посещения деловой части дворца. В особом здании на мягких подушках заседал государственный совет — диван. Государственные дела, отношения с иностранными послами тщательно фиксировались на бумаге в государственной канцелярии — Высокой Порте, расположенной по соседству. Её именем — Порта — европейцы называли всё турецкое правительство. Из её окна был виден Семибашенный замок — хранилище казны и сокровищ султана и одновременно главная тюрьма империи. Устав от государственных дел, султан удалялся в особую часть дворца — свои личные покои. Здесь он мог отдохнуть под золотым балдахином на мягких атласных матрасах, прогуляться в саду под стеклянной крышей среди фонтанов и диковинных птиц. Здесь же располагался гарем — дом многочисленных жён и наложниц султана. Из всех провинций империи сюда свозили красавиц, обречённых вести жизнь в четырёх стенах под присмотром евнухов. Жёны вели скрытую борьбу друг с другом за право быть матерью наследника. Между сыновьями султана часто разгоралась борьба за власть. В смутные времена судьбу престола часто решали янычары. Со всех немусульман империи собирали особый налог — мальчиками 9—10 лет. Оторвав от родителей, их воспитывали в специальных школах, обучая турецкому языку и внушая преданность исламу. Вся янычары считались «рабами султана». Не зная своих родных, живя в походных шатрах, янычары были связаны в одно боевое религиозное братство. Они всегда были готовы прийти на помощь своему господину. Почти 80% населения были жителями сельских соседских общин. Хозяином всей земли считался султан. При этом все земледельцы имели право обрабатывать и передавать детям свой надел. За это они должны были платить либо налоги в казну султана, либо оброк его конным воинам. В целом земледельцам приходилось отдавать только около 1/10 урожая (продуктами или деньгами). Немусульмане платили ещё особый денежный налог — джизью, но во времена расцвета империи он был небольшим. При этом султаны карали смертью любого своего воина, если он «мял посевы, был обвинён в краже скота, пас лошадь на неубранных полях». Поэтому многие христиане с удовольствием переходили границу и селились во владениях султана. В XVI веке число жителей росло. Кроме обычных культур, в Османских владениях стали выращивать американские кукурузу и табак, африканский кофе.
|
|
|