|
|
|
Глава 3. За пределами новой Европы (Америка и Восток. XVI-XVIII века)
§ 15. Индия: от империи к колонии (продолжение)Мир индиискои цивилизацииПодумай и ответь, чем могла быть привлекательна для индийца каждая из трёх распространённых в Индии религий. Сделай вывод по проблеме. На протяжении столетий всех жителей Индии объединяла общая вера — индуизм. Он закрепляет деление каст на высшие и низшие — от уважаемых брахманов до неприкасаемых, которые даже не имели права днём выходить на улицу, чтобы не осквернить своим взглядом прохожих из «чистых» каст. Однако для индусов подобные порядки были вполне справедливы. Ведь, по их представлениям, неприкасаемые — это люди, провинившиеся в своей прошлой жизни. Добрыми делами человек может заслужить лучшее перерождение в жизни следующей. Ещё в древности индуистские представления пытался оспорить буддизм, но к XVI веку он «ушёл» из Индии в другие страны.
Арабские, тюркские, иранские, афганские завоеватели принесли в Индию ислам. Многим индийцам из низших каст понравилось учение, которое всех людей объявляет равными пред лицом единого Аллаха. Воинам и правителям ислам был удобен ещё и тем, что он объединял светскую и духовную власть на земле. Принимая ислам, индийский государь уже не должен был раскланиваться перед брахманом и следовать всем его советам. Ещё в конце Средневековья правители и часть жителей северных государств Индии стали мусульманами. Всё чаще в городах стали слышаться крики муэдзинов, созывавших правоверных на ежедневные молитвы Аллаху. Таким образом, внутри индийской цивилизации постоянно соперничали друг с другом три религии — индуизм, ислам и буддизм. Это было особенно заметно в странах, развивавшихся под воздействием индийской культуры: Индонезии, Таиланде, Бирме. Объединение Индии — империя Великих МоголовСравни личные качества, выбор целей и средств Бабура, Акбара, Шах-Джахана. Сделай вывод по проблеме. Объединителем Индии суждено было стать мусульманину Бабуру (1526—1530) — потомку Тамерлана (по отцовской линии) и Чингисхана (по материнской). От своих предков он унаследовал Ферганскую долину в Средней Азии. Мальчик, с детства воспитываясь в среде учёных и поэтов, получил хорошее мусульманское образование. После смерти отца Бабур вёл постоянные войны в Средней Азии, но был изгнан оттуда узбеками. Однако ему удалось завоевать афганский город Кабул, через который шли пути из Средней Азии в Индию.
Вскоре он получил письмо от знатных землевладельцев Делийского султаната, которые были недовольны своим султаном и звали Бабура на его место. Потомок великих завоевателей решил сделать целью своей жизни покорение Индии. В апреле 1526 года состоялось решающее сражение. Залпы пушек Бабура посеяли панику в войсках султана, а конница уничтожила десятки тысяч бегущих с поля боя воинов. Отрубленную голову последнего делийского султана принесли Бабуру. Ему удалось объединить под своей властью большую часть Северной Индии — от Инда до Ганга, а его преемники расширили свои владения от Гималаев до самого юга Декана. В память о предках Бабура его новое государство получило название империя Великих Моголов (монголов). Золотым веком этого государства считают время правления внука Бабура, падишаха Акбара (1556—1605). Он даже во время военных походов не забывал разбирать судебные споры, назначать чиновников на новые должности. Через всю Индию по его приказу прокладывались дороги. Расширяя границы империи, он говорил: «Правитель всегда должен стремиться к завоеванию, иначе его соседи поднимут против него оружие». При Акбаре Великие Моголы завоевали оба побережья Индостана и получили выход к Индийскому океану. Однако в каждом крупном портовом городе Акбар наталкивался на португальские фактории и крепости. Захватить их не удалось, поэтому своего собственного флота Великие Моголы так и не создали. Индийские товары стали перевозиться на европейских судах. Акбар пытался не допустить войны между своими мусульманскими и индуистскими подданными. Поэтому при нём было провозглашено равенство всех религий империи. Являясь мусульманином, Акбар запретил употреблять в пищу не только свинину (нечистое животное для мусульман), но и говядину (мясо священной для индусов коровы). Индусам было разрешено свободно устраивать свои моления и праздники. В 1582 году, после долгих раздумий об объединении всех подданных империи с помощью веры, Акбар торжественно провозгласил введение «Божественной религии», которая соединила в себе положения разных религиозных учений. Однако она не смогла заменить ни ислам, ни индуизм для их приверженцев.
В XVI—XVII веках вся Индия была объединена в империю Великих Моголов. Предпринимались попытки примирить разные религии, распространённые среди народов Индии.
|
|
|