Главная >> История Нового времени. 7 класс. Данилов

Глава 3. За пределами новой Европы (Америка и Восток. XVI-XVIII века)

§ 15. Индия: от империи к колонии

    Постановка проблему урока

    Европейские путешественники об Индии в XVII веке

«Никто не стремится улучшить положение, в котором он очутился по рождению. Вышивальщик воспитывает своего сына вышивальщиком, сын золотых дел мастера становится золотых дел мастером. Городской врач воспитывает сына так, чтобы он стал врачом. Никто не берёт жён иначе, как из своей профессии, и этот обычай почти столь же строго соблюдается магометанами, как и индусами, которым он прямо предписывается законом».

Можно ли утверждать, судя по этому источнику, что в Индии существовало деление на сословия?

«В каждой касте ремесленников пусть назначит он (градоначальник) одного из них начальником, а другого — даллалом (посредником) и с их ведома составит перечень покупаемого и продаваемого ими. Ежедневные записи пусть посылает в казну».

Можно ли утверждать, судя по этому источнику, что в Индии развивалось товарное хозяйство? Сравни два вывода — какой из них может свидетельствовать о разрушении, а какой — о сохранении аграрного общества? Сформулируй проблемный вопрос (авторский вариант — с. 303.)

    Повторение необходимых знаний

• Вспомни, что такое аграрное общество и признаки его разрушения, цивилизация и первобытное общество, народ.
• Объясни значение понятий: касты, ислам, индуизм, буддизм, колония.
• Назови причины колониальных захватов земель европейцами. (§ 2, 13)

    Решение проблемы

Жители Индии и их хозяйство

С помощью конкретных фактов докажи, что в Индии в XVI—XVII веках сохранялись все черты аграрного общества. Сделай вывод по проблеме.

«Страна чудес» Индия на самом деле была значительно разнообразнее, чем могли себе представить европейцы. В Индии проживало около 20 больших народов и более 1000 малых народностей и племён: земледельцы, скотоводы-кочевники, охотники.

Впрочем, главным для жителей Индии было деление не на народы, а на касты — замкнутые группы людей, наследующих свои профессии, права и обязанности. Каждая сельская и городская профессия была отдельной кастой, и всего их насчитывалось до 3 тысяч. Переход из касты в касту и даже браки между людьми разных каст были строго запрещены. В начале Нового времени в Индии около 15 миллионов человек обитало в городах и 85 миллионов — в деревнях.

Каждая индийская деревня представляла собой одну соседскую общину. Земледельцы сообща делили землю под семейные поля, вместе платили 1/6 урожая сборщикам государственных налогов, вместе кормили ремесленников, которые обеспечивали общинников орудиями, посудой и одеждой. Главными орудиями индийского земледельца продолжали оставаться деревянный плуг с железным однозубым лемехом и лопата. Индийские крестьяне держали много коров (которые считались священными животными, и их нельзя было убивать) и могли обильно удобрять пашню навозом. Они умели орошать землю или, наоборот, отводить от неё лишнюю воду. Используя многополье, индийцы постоянно чередовали посадку зерновых культур и травянистых растений. Эти приёмы в условиях тёплого климата и плодородных земель позволяли выращивать по два-три урожая в год.

По карте на с. 186 выдели основные части, на которые географически можно разделить Индию.

Северную Индию населяло множество индоарийских народов и племён. Великая река Инд несёт воды среди пустынь, которые с помощью прорытых каналов индийцы превращали в плодородные поля. В верховьях Инд принимает в себя пять притоков, которые стекают с величественных Гималайских гор. Это Пенджаб, «Страна пяти рек». Из Гималаев начинает путь и вторая великая река Индии — Ганг. От долины Инда её отделяет каменистая пустыня, по которой перегоняют свои стада племена индийских скотоводов-кочевников. В самой долине Ганга шумят вечнозелёные тропические леса — обиталище слонов, тигров, обезьян, змей. Здесь земледельческие народы вырубают джунгли и засевают расчищенные поля пшеницей и рисом. Большая часть земель по течению Ганга заселена народностями, говорящими на 40 вариантах языка хинди. Именно здесь, рядом с самой богатой и населённой частью Индии, выросли её средневековые столицы — Дели и Агра. В низовьях Ганг сливается с Брахмапутрой, и вместе они сотнями больших и малых рукавов вливаются в Индийский океан. Эта приморская страна — Бенгалия — известна тончайшими хлопковыми тканями.

Южная Индия отделена от Северной невысокими, поросшими кустарником горами. Здесь живут воинственные и свободолюбивые племена маратхов. За их горами начинается огромное горное плато Декан, прорезанное небольшими реками. Джунгли здесь чередуются с нагромождениями камней, а поля хлопчатника и сахарного тростника - с пальмовыми рощами и плантациями чайных кустов. В этих местах сохранилось коренное население Индии - дравидские народы и племена.

Правители индийских государств (раджи, падишахи, султаны) не вмешивались в жизнь общины. Они были верховными собственниками всех подвластных им земель. Их военачальники в качестве наместников управляли целыми областями и собирали с общин установленный налог. На эти средства нанимались воины для службы в войске правителя. Увеличение налогов приводило к разорению общин, воины не получали жалованья, и государство быстро завоёвывал соседний правитель. Он восстанавливал «справедливый налог», который не менялся в течение нескольких поколений. И так продолжалось сотни лет, несмотря на смену народов, религий, появление пушек и ружей.

Основные варны и касты Индии

    Индийский ткач

Индийские города были прежде всего столицами правителей государств. Именно правитель, придворная знать и чиновники были главными покупателями для ремесленников и торговцев. Если правитель переезжал на новое место, то за ним уходили и горожане, а город через несколько лет поглощался джунглями. Профессиональные секреты и традиции, передававшиеся внутри каждой ремесленной касты из поколения в поколение, сделали индийских мастеров лучшими в мире. Через порты западного и восточного побережий Индийского океана по всему миру расходилось оружие, сделанное из прочнейшей стали. На рынках разных стран продавались тончайшие хлопчатобумажные ткани, окрашенные в яркие цвета; шерстяные шали, которые можно было продеть сквозь маленькое кольцо; ларцы из чёрного дерева с резными фигурками из слоновой кости. Каждое из этих изделий индийский мастер от начала и до конца делал сам, у порога своей глинобитной хижины.

    Ювелирное изделие индийских ремесленников

В Индии XVI—XVII веков сохранялись все признаки аграрного общества.

Продолжение >>>

 

 

???????@Mail.ru