Главная >> История Нового времени. 7 класс. Данилов

Глава 3. За пределами новой Европы (Америка и Восток. XVI-XVIII века)

§ 16. «Закрытый» Дальний Восток

    Постановка проблему урока

    Послание императора Цяньлун (1736—1796) английскому королю Георгу III

«Король... что касается твоей просьбы послать одного из твоих подданных, чтобы он был поверенным при моём Небесном дворе и осуществлял надзор за торговлей твоей страны с Китаем, то это ходатайство противоречит обычаям моих Отцов и не может быть удовлетворено... Хотя ты заявляешь, что благоговение перед Нашими Небесными Отцами переполняет тебя желанием приобщиться к нашей цивилизации, к нашим правилам и законам, они столь отличаются от твоих собственных, что, даже если твоему послу удалось бы познать начатки нашей цивилизации, ты не смог бы перенести наши нравы и обычаи к себе, на чужую почву.

Властвуя во всем мире, я преследую одну-единственную цель, а именно — безупречно осуществлять власть и исполнять долг перед государством. Я не ценю искусных и диковинных вещей и не буду пользоваться изделиями твоей страны».

1. Какие интересы преследовал Георг III, отправляя посольство в Китай; возможны ли были, с точки зрения европейцев, контакты западной и дальневосточной цивилизаций? 2. Судя по этому источнику, каким было в Китае отношение к необходимости контактов с европейцами? Сравни два вывода и сформулируй вопрос (авторский вариант — с. 303.)

    Повторение необходимых знаний

• Вспомни, что такое аграрное общество, цивилизация, колония, конфуцианство, даосизм, буддизм.
• Выдели особенности западной цивилизации Нового времени. (§ 6) Назови причины колониальных захватов европейцев. (§ 2, 13)
• Используя данные карты на с. 186, попробуй объяснить, чем судьба Китая в раннее Новое время отличалась от судьбы Индии.

    Решение проблемы

Мир дальневосточной цивилизации в раннее Новое время

С помощью конкретных фактов докажи, что в мире дальневосточной цивилизации переплетались три разные религии. Сделай вывод о возможности контактов западной и дальневосточной цивилизаций.

Древнейшей цивилизацией на Дальнем Востоке был Китай. Долины рек Янцзы и Хуанхэ, протекающих по Великой Китайской равнине, изрыты оросительными каналами, на полях колосится пшеница и зеленеет рис, тянутся рядами чайные кусты, на плантациях женщины собирают личинки шелковичного червя. Вся Китайская равнина очень плотно застроена деревнями (в них проживает 70% населения) и городами (30%).

С севера от Китайской равнины простирается восточная часть Великой евразийской степи, населённая скотоводами-кочевниками (монголами, маньчжурами и другими народами). Чаще всего эту страну называют Монголией, её отделяют от Китая невысокие цепи гор, по которым зубчатой змеёй вьётся Великая Китайская стена. На юге горы «поджимают» Китайскую равнину к самому океану, и только узкая полоска джунглей Вьетнама связывает её с Юго-Восточной Азией. На северо-востоке от Китая в море вдаётся Корейский полуостров, на котором расположена горная страна Корея, пересечённая множеством рек. «Страной десяти тысяч ли*, вышитых золотом и серебром» называют свою страну корейцы. Китайское побережье охватывает дуга Японии — в совокупности это 4 тысячи островов, протянувшихся на 3,5 тысячи километров. Дальше на восток простирается безбрежный Тихий океан, и японцы называют свою родину Страна восходящего солнца.

    * Ли — китайская мера расстояний, около 500 м.

Все эти страны и их народы в той или иной степени можно отнести к одной дальневосточной цивилизации. Несмотря на различия в языках и истории, все они развивались под влиянием Китая, перенимая от него и иероглифическую письменность, и традиции государственной жизни. Наконец, на всём пространстве Дальнего Востока переплелись три религии: конфуцианство, даосизм и буддизм, дополняемые в каждой стране языческими верованиями (в Японии — синтоизм, в Монголии — шаманизм и так далее). Храмы разных вер мирно соседствовали друг с другом в одних и тех же городах Дальнего Востока.

Когда перед китайцем (японцем, корейцем) вставали вопросы обыденной, повседневной жизни, он следовал учению Конфуция о справедливом и гармоничном устройстве мира и правилах отношений между людьми. Для исполнения главного долга — человеколюбия — люди старались во всём слушаться старших (родителей, начальников) и заботиться о младших (детях, подчинённых). Когда житель Дальнего Востока пытался постичь существующий в мире порядок, ему могли помочь монахи-даосы. Они объясняли, что Дао — это путь, закон, которому надо следовать, если хочешь обрести благополучие и спокойствие. Когда же человек дальневосточной цивилизации задумывался о том, что станет с его душой после смерти, он шёл в буддийский храм и приносил служащим там монахам еду, одежду, деньги. Этими и другими добрыми делами люди очищали свои души и надеялись в следующем перерождении приблизиться хоть на один шаг к главной цели — достижению нирваны.

Синтоистская пагода в Японии

В мировоззрении людей дальневосточной цивилизации переплетаются три учения — конфуцианство, даосизм и буддизм.

Продолжение >>>

 

 

???????@Mail.ru