Главная >> История Нового времени. 7 класс. Данилов

Глава 3. За пределами новой Европы (Америка и Восток. XVI-XVIII века)

§ 16. «Закрытый» Дальний Восток (продолжение)

    Жители Поднебесной империи

С помощью конкретных фактов докажи, что в Китае раннего Нового времени сохранялись все признаки аграрного общества.

С конца Средневековья в Китайской империи правила династия Мин (в переводе значит «свет»). По традиции владыка Срединной Поднебесной империи считался Сыном Неба, а само Небо — по-китайски «тянь» — владыка всего мира. Поэтому императору Китая должны быть подчинены не только сами китайцы, но и все народы Земли - варвары, имеющие «сердце дикого зверя».

Китаискии фарфор
эпохи Мин

Прибывавшие к китайскому двору иностранные послы, входя в покои императора, должны были выполнить ритуал «троекратного коленопреклонения и девятикратного простирания ниц». Китайский двор был склонен считать всякое посольство признанием вассальной зависимости, а посольские дары — данью.

Власть императора опиралась на многочисленных китайских чиновников. Они управляли центральными ведомствами, провинциями, округами, составляли разно-образные деловые письма, отчёты и получали жалованье из казны. Чтобы занять место чиновника, нужно было сдать специальный экзамен: красивым почерком написать иероглифами сочинение на заданную тему о государственном порядке. В сочинении нужно было обязательно цитировать по памяти Конфуция и других мудрецов Китая. Подготовка к такому экзамену занимала много времени, так как одних только иероглифов нужно было выучить несколько тысяч. Как правило, небогатые родственные семьи складывали свои деньги, чтобы дать образование одному даровитому родственнику. После экзамена чиновник получал низший — девятый ранг. Продвигаясь по службе к высшим рангам, он менял цвета шёлковых халатов и изображения драконов и птиц на них.

Низшие чиновники следили за основой китайского общества - крестьянскими соседскими общинами (70% населения). Одна деревня считалась общиной в 100 дворов и делилась на 10 десятидворок. Во главе каждой деревни стоял выбранный староста, который раз в несколько лет подавал чиновнику списки налогоплательщиков, отчитывался за собранные налоги, распределял землю между семьями общины. Все земли в Китае делились на две части — государственные и частные, принадлежавшие родовитой знати, придворным императора, крупным чиновникам и купцам. Крестьянские общины, жившие на частной земле, кроме налога, платили арендную плату хозяину земли. В начале правления династии Мин налоги были установлены умеренные — 1/10 урожая риса, пшеницы и других продуктов. Во многом благодаря этому китайские крестьяне в XV веке распахали множество пустовавших земель и даже на горных склонах создали плантации риса, подавая туда воду по бамбуковым трубам. Совершенствуя обработку земли, крестьяне стали применять новые бороны, больше удобрять землю. Кроме того, крестьяне исполняли повинности по ремонту общегосударственной системы оросительных каналов, строительству мостов и городов.

Китайская империя эпох Мин и Цинь

1. Опиши схему (см. пример на с. 19).
2. Сравни со схемами на с. 127 и 171.

Завоевание Китая маньчжурской династией Цинь

Какие действия последних императоров династии Мин и первых императоров династии Цинь ты можешь оправдать, а какие - осудить с точки зрения человека XXI века? Объясни свой ответ. Сделай вывод по проблеме.

К концу XVI века империя Мин переживала не лучшие времена. Знатные роды стали захватывать общинные крестьянские земли, заставляя крестьян отдавать им большую часть урожая. Семьи земледельцев голодали и нищали, а императорская казна пустела. Многие чиновники, следуя предписаниям Конфуция о долге заботы, не раз посылали свои доклады на высочайшее имя. Однако последние императоры Мин больше заботились о роскоши и развлечениях, чем о благе своих подданных. Часто в дома чиновников, решившихся на подобный шаг, приходил посыльный императорского дворца с небольшим свёртком в руках. Трясущимися руками разворачивал этот свёрток ранее влиятельный чиновник, и если там оказывался шёлковый шнурок, то это означало только одно: император приказывает своему верному подданному удавиться.

Тяньтань (Храм Неба). Пекин

Столица династии Мин - Пекин была украшена величественным Храмом Неба - сразу несколько построек с многоярусными крышами небесного цвета были окружены одной квадратной стеной. В другой части Пекина за высокой красной стеной скрывался «Запретный город». Здесь размещались императорские дворцы, дома чиновников, гаремы наложниц, императорский сад с горками, искусственными ручьями и диковинными растениями. Вся жизнь императора проходила за этими стенами, а указы «Сына Неба» переправляли в страну в клюве огромной золотой птицы, спускаемой на верёвке со стены «Запретного города».

Сам Пекин с его широкими улицами, площадями, рынками и кварталами ремесленников был отстроен из камня. Его крыши сверкали золотистой, синей и зелёной черепицей. Таких городов с населением в несколько сотен тысяч человек в Китае насчитывалось около 40—50. Особенно много их было на юговосточном побережье. Отсюда на «острова пряностей» каждый год уходили караваны многопалубных судов с сотнями людей команды и тяжёлыми грузами в трюмах. Чтобы заполнить их товарами, целые города работали как ремесленные мастерские, специализируясь на производстве какого-либо одного вида продукции. Одни города были наполнены шумом деревянных ткацких станков, причём некоторые ткачи открывали собственные мануфактуры и ставили там более совершенные станки, способные создавать ткань из ниток сразу 20 цветов. В других городах небо озарялось пламенем печей, в которых обжигали знаменитый китайский фарфор. В третьих делали бумагу, используя водяное колесо для приведения в действие пресса. На государственных мануфактурах изготавливали оружие, в том числе особые китайские ружья и пистолеты, которые, правда, не получили широкого распространения.

«Запретный город» в Пекине

В 1630—1640 годы армия восставших крестьян свергла династию императоров Мин. В 1644 году Пекин был захвачен кочевниками- маньчжурами, которые провозгласили новую императорскую династию Цинь («светлая»). Сопротивление китайцев маньчжурам было подавлено только к началу XVIII века.

Маньчжурский вождь стал китайским императором с титулом богдыхана. Все высшие правительственные должности заняли маньчжуры. Сословие завоевателей (профессиональных воинов) господствовало над китайскими сословиями учёных, земледельцев, ремесленников и торговцев. Уступая китайцам в численности, завоеватели-маньчжуры боялись раствориться в их массе, поэтому межнациональные браки были запрещены. Всё китайское общество было поставлено под строгий полицейский контроль. Китайцы должны были брить полголовы, а оставшиеся волосы заплетать в косу. Всякому, кто отказывался это сделать, тут же отрубали голову и выставляли её на шесте в центре селения. Горожанам было приказано вывешивать на своих домах таблички с указанием, сколько людей живёт в доме. Крестьянам под страхом наказания плетьми было запрещено покидать деревни и даже резать скот и птицу без разрешения властей. Был составлен список книг, которые, по словам маньчжуров, «противостоят нашей династии и которые надо предать огню».

<<< К началу      Окончание >>>

 

 

???????@Mail.ru