|
|
|
Глава 4. Просвещённый век (Страны Запада. XVIII век)
§ 17. Идеи эпохи Просвещения
Постановка проблему урока
Повторение необходимых знаний • Вспомни, что такое аграрное общество и признаки его разрушения.
Решение проблемы Философия Просвещения — «царство Разума»Прочитай текст, используя продуктивное чтение (см. пример на с. 18-22), и заверши составление таблицы «Изменения в мировоззрении европейцев XV—XVIII веков» (см. Введение). Сделай вывод по проблеме урока. После Английской революции многие европейские философы стали открыто говорить о несовершенстве мира и предлагать свои идеи по его переустройству. Их взгляды во многом различались. Но были идеи, которые они заимствовали друг у друга, развивая их и распространяя по Европе. Так сложилась особая философия - Просвещение, представителей которой называли просветителями. Все просветители считали, что мир устроен по законам Разума, за что их воззрения получили название «рационализм» (от лат. ratio — «разум»). Каждый философ по-своему представлял место Бога в таком мире. Одни считали, что, создав мир и его разумные законы, Он не вмешивается в его жизнь. Другие утверждали, что Бог — это не некая личность, а сама природа с её естественными законами — Вселенский Разум. Третьи утверждали, что Бога вообще не существует и Он был выдуман людьми, когда им недоставало знаний, чтобы объяснить законы мира. Такое отрицание Бога получило название «атеизм» (от греч. atheos — «отрицаю Бога; безбожный»). На смену веротерпимости просветители выдвинули идею свободы совести, то есть свободного выбора любой веры или атеизма. Человек представлялся просветителям самым совершенным существом на Земле, так как только человек наделён разумом и способен познать законы природы. Всё движение времени (человеческой истории) просветители рассматривали как движение человечества от темноты, невежества, предрассудков к познанию законов мира. Само слово «просвещение» немецкий философ Иммануил Кант (1724—1804) понимал как выход человека из состояния «несовершеннолетия», то есть «неспособности пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого». В конце истории должно наступить «царство Разума», где каждый человек достигнет счастья и все будут заботиться о «всеобщем благе». Это и есть цель жизни человека. Такое представление о развитии от худшего состояния к лучшему получило название общественный прогресс. В своих представлениях о самом обществе просветители Джон Локк, Шарль Монтескьё и другие основывались на признании за каждым человеком его естественных прав. Это значит, что каждый человек рождается свободным и равным в правах со всеми другими людьми. Но при этом «никто не имеет права вредить жизни, здоровью, свободе, имуществу другого». Г осударство же, по мнению просветителей, возникает потому, что люди заключают между собой общественный договор. Они сознательно идут на ограничение своих прав, чтобы упорядочить жизнь и создать общие для всех законы. Чтобы правители государства не нарушали естественных прав граждан и не превращали власть в деспотию, просветители выдвинули идею разделения властей. В соответствии с ней законодательная власть должна принадлежать парламенту, исполнительная (исполнение законов) — королю и правительству, судебная — судьям, выдвинутым населением. Наиболее известную экономическую теорию эпохи Просвещения создал профессор из университета Глазго (Шотландия) Адам Смит (1723—1790). В своём «Исследовании о природе и причинах богатства народов» он утверждал, что общество может процветать, если каждый человек будет трудиться и стремиться к благополучию, ведь своим трудом он оказывает услуги другим людям. Для процветания общества необходимо придерживаться господства частной собственности и не допускать вмешательства государства в экономику; гражданам, желающим вести собственное дело (бизнес), государство не должно чинить препятствий.
Наиболее известным философом-просветителем стал Франсуа-Мари Аруэ, известный под псевдонимом Вольтер (1694—1778). Побывав в молодости в Англии, он был восхищён её порядками (конституционной монархией, соблюдением прав граждан). Вернувшись во Францию, Вольтер стал писать философские повести, драмы, стихи, в которых прославлял идеи Просвещения и громил средневековые традиции. Цензура Католической церкви запрещала и сжигала его книги. В ответ Вольтер не раз писал о Церкви своим друзьям: «Раздавите гадину!» Религиозные предрассудки, по его мнению, лишают человека возможности мыслить самостоятельно. Однако при этом Вольтер писал: «Вера в Бога, вознаграждающего за добрые поступки и наказывающего за дурные... является для человеческого рода самой полезной верой». Поэтому, заключал Вольтер, «если бы Бога не было, его следовало бы выдумать». Изменений к лучшему в стране Вольтер ждал от просвещённого правителя — «мудреца на троне», который провёл бы реформы государственного устройства в соответствии с идеями просветителей.
|
|
|