|
|
|
Глава 4. Просвещённый век (Страны Запада. XVIII век)
§ 17. Идеи эпохи Просвещения (продолжение)Иных взглядов придерживался Жан Жак Руссо (1712-1778). По его мнению, «человек рождается свободным, между тем он повсюду в оковах». И главный источник зла — частная собственность, которая делает людей неравными друг другу. Руссо утверждал право народа на восстание против власти тиранов и мечтал о создании демократической республики, где все были бы равны и люди правили бы страной напрямую, без всяких королей и депутатов парламента.
Просветитель Дени Дидро (1713—1784) вместе со своими друзьями — учёными, журналистами — решил создать книгу, на страницах которой были бы собраны сведения о наиболее важных достижениях человечества. В новом издании вся информация распределялась по разделам. Так на свет появилась «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел». Европейская образованная публика зачитывалась ею и назвала авторов этого выдающегося труда энциклопедистами. Эпоха Просвещения была подготовлена событиями, произошедшими в общественной и политической жизни Европы конца XVII века.
Научная картина мираС помощью конкретных фактов докажи, что в XVIII веке была создана новая научная картина мира. Сделай вывод по проблеме урока. На рубеже XVII—XVIII веков европейским учёным удалось по-новому объяснить многие явления окружающего мира. Важнейшая роль в этом пересмотре научных представлений принадлежит Исааку Ньютону (1642—1727). Он родился в самый разгар гражданских войн в Англии, в глухой деревеньке Вулсторп, в семье фермера. В школе мальчик производил впечатление мечтателя, не способного к серьёзным занятиям. В возрасте 14 лет юноша стал заниматься наукой. Поступив в Кембриджский университет, он уже через несколько лет стал профессором кафедры математики. К 30 годам молодой человек был уже академиком, членом Королевского общества. Ему удалось объяснить, почему любой брошенный вверх предмет обязательно падает на землю (вследствие действия закона всемирного тяготения), им были открыты основные законы механики (раздела физики) и многое другое. Череду научных открытий, начатую Ньютоном, продолжили другие выдающиеся учёные Европы.
Сравни со средневековой картиной мира (с. 21): как научные открытия могли повлиять на представления о месте человека в мире?
«Французским Ньютоном» называли современники Пьера Симона Лапласа (1749-1827). В книге «Изложение системы мира» Лаплас завершил картину мироздания, построенного на тяготении, в котором Бог не обнаруживает себя даже как Творец небесных светил. Немецкий философ и математик Готфрид-Вильгельм Лейбниц (1646-1716) предполагал, что во Вселенной существуют, помимо земной, и другие цивилизации, но считал, что «этот мир является наисовершеннейшим из возможных миров». В 1670 году им была изобретена первая в мире счётная машина - арифмометр, способная выполнять все четыре арифметических действия. Стремясь обобщить накопленные знания в области биологии, шведский натуралист Карл Линней (1707-1778) разработал «Систему природы». Это была первая классификация всех известных растений и животных. Линней, что было весьма смело для своего времени, включил в эту систему человека (именно он окрестил его homo sapiens — «человек разумный»), поместив его в класс млекопитающих и отряд приматов вместе с обезьянами. Английский натуралист и врач Эдвард Дженнер (1749-1823) сделал в 1796 году первую в истории прививку против чёрной оспы. Это открытие спасло от неминуемой смерти огромное количество людей на всём земном шаре. Эпоха Просвещения была отмечена обогащением науки новыми важными открытиями, которые разрушили прежнюю картину мира и способствовали созданию нового научного мировоззрения. Переплетение художественных стилей в эпоху ПросвещенияПредставьте, что в салоне у аристократа встретились поклонники разных мастеров культуры. Придумайте, какой спор о задачах искусства мог бы произойти между поклонниками Мольера и Дефо, Баха и Моцарта. Сделайте вывод по проблеме урока.Одновременно с зарождением просветительских идей в Европе появляется и распространяется новый художественный стиль - классицизм. За образец брались «классические» - античные произведения искусства. В пьесах для театра должно было соблюдаться единство места, времени и сюжета, чтобы зритель не отвлекался на посторонние эпизоды. В архитектуре надо было следовать пропорциям греческих портиков и римских куполов. Однако, признавая гармонию в природе, художники классицизма вслед за просветителями объявляли современное им общество негармоничным и несовершенным. Свою задачу они видели в том, чтобы приблизить общество к «классическому» порядку, моделью которого для них была жизнь древних греков и римлян. Знаменитый энциклопедист Дени Дидро так и писал: «Каждое произведение ваяния или живописи должно выражать какое-либо великое правило жизни, должно поучать зрителя, иначе оно будет немо».
|
|
|