|
|
|
Глава 4. Просвещённый век (Страны Запада. XVIII век)
§ 18. Просвещённый абсолютизм (окончание)Принц стал королём Фридрихом II (1740-1786). Как ученик Вольтера он заявил: «Нет ничего лучше, чем самодержавная власть в руках справедливых, гуманных и добродетельных властителей». Фридрих начал проводить в Пруссии просветительские реформы: ввёл полную веротерпимость, создал новые суды, равные для всех сословий и независимые от королевской власти, отменил пытки, открыл сельские школы, построил новые дороги и каналы. При нём мануфактуры по производству сукна и металла вытеснили прежние цехи. В одном Берлине насчитывалось 65 текстильных мануфактур и 15 тысяч рабочих.
Однако все мероприятия Фридриха II наталкивались на нехватку денег из-за сохранения огромной армии. О ней он заботился не хуже своего отца и даже увеличил её в два раза, мечтая о новых завоеваниях. В результате при Фридрихе II крестьяне оставались почти такими же бесправными и безграмотными, как и при его отце. Помня о своих юношеских просветительских идеалах, Фридрих II пригласил к своему двору Вольтера и наградил его орденом. Однако великий просветитель, оказавшись в Пруссии, высмеял прусские порядки в едком сочинении, вернул королю орден и отправился домой. Возмущённый король приказал сжечь сочинение Вольтера, а на границе философа обыскали и месяц продержали в тюрьме. В Германии идеи «просвещённого абсолютизма» были воплощены в жизнь лишь частично. Войны эпохи ПросвещенияС помощью конкретных фактов докажи, что идеи Просвещения мало повлияли на отношения между европейскими государствами. Сделай вывод по проблеме урока. В противовес ослабевшим Франции и Швеции на международной арене усилились позиции Англии, Пруссии и России. Англичане, никогда не имевшие сильной сухопутной армии, сумели создать самый сильный в мире военно-морской флот. Благодаря этому они смогли утвердить своё морское и колониальное владычество. В европейских войнах XVIII столетия англичане предпочитали «таскать каштаны из огня» чужими руками. Английская дипломатия просто-напросто покупала у союзников солдат, которые ценой своей жизни обеспечивали английские интересы. На континенте же Пруссия при короле Фридрихе II Великом выиграла ряд войн с соседями и расширила свои пределы за счёт Австрии. Прусские войска уже угрожали Польше и западным областям Франции. Фридрих II рассчитывал на создание новой империи. Против Пруссии объединились Австрия, Саксония, Россия и Франция. На стороне Пруссии была только Англия. Так началась новая общеевропейская Семилетняя война (1756—1763). Вначале Фридриху II удавалось поодиночке разбивать армии своих противников, но после вступления в войну России ситуация переменилась. Армия Фридриха была разгромлена, русские заняли Берлин, а король всерьёз подумывал о самоубийстве. Однако в России произошла смена монарха, и новый император Пётр III отказался продолжать войну против Пруссии. Это позволило Фридриху II заключить выгодный мир и сохранить за Пруссией положение великой державы. В конце XVIII века Пруссия, Австрия и Россия договорились о разделе ослабевшей Речи Посполитой. В ходе трёх разделов Польши (1772, 1793 и 1795 годов) это государство перестало существовать. России достались украинские, белорусские и литовские земли, а собственно польские владения прибрали к рукам Пруссия и Австрия.
1. Перечисли участников Семилетней войны на стороне Пруссии и в составе антипрусской коалиции. 2. Сравни с картой на с. 151 и сделай вывод, как изменились территории крупных европейских государств к 1789 году.
Сравни с армией XVI-XVII веков (с. 90). С какими проблемами могли столкнуться полководцы при подобной организации армии? Как это должно было повлиять на особенности войн? Какие чувства в жителях европейских государств должна была вызвать такая армия и служба в ней солдатом? Формулирование вывода и сравнение его с авторским
Ключевые слова: «просвещённый абсолютизм». Применение знаний Попробуй перечислить причины и последствия появления «просвещённого абсолютизма».
|
|
|