Главная >> История Нового времени. 7 класс. Данилов

Глава 4. Просвещённый век (Страны Запада. XVIII век)

§ 18. Просвещённый абсолютизм

    Постановка проблему урока

    Из завещания Фридриха II, составленного 8 января 1769 года

«Я жил философом и хочу быть погребённым, как таковой, без великолепия, без пышности, без помпы.

Я оставляю моему наследнику королевство Прусское, провинции, области, замки, крепости, города, арсеналы, страны, мною завоёванные или унаследованные... библиотеки, хранилище медалей, картинную галерею, сады и т.д. и т. д. ...

Я никогда не был ни скуп, ни богат; я не располагал большими суммами — на государственные доходы я смотрел, как на святыню, коснуться которой не смеет ни одна нечестивая рука; никогда общественные доходы не поступали в моё личное пользование; мои собственные расходы никогда не превосходили 220 000 экю в год; также моё управление не нарушает покоя моей совести, и я не побоялся бы дать о нём публичный отчёт...»

    Судя по этим данным, был ли Вольтер доволен своим учеником - Фридрихом II? Сравни два вывода и сформулируй проблему (авторский вариант — с. 303.)

    Справочные сведения

Вольтер отказался от ордена, которым его наградил Фридрих II.

    Повторение необходимых знаний

• Вспомни, что такое аграрное общество и признаки его разрушения.
• Объясни значение понятий: идеи Просвещения, просветители, абсолютная монархия.
• Чем известен Вольтер? (§ 17) Вспомни, какими личными качествами отличался главный герой романа Р.Э. Распе «Приключения барона Мюнхгаузена». (Уч-к литературы «Шаг за горизонт»), 5-й класс, изд. 1-е.) Каков был состав великих европейских держав после Вестфальского мира? (§ 12)

    Решение проблемы

Идея «просвещённого абсолютизма»

Сравни цели и средства сторонников «просвещённого абсолютизма» и франкмасонов. Оцени с позиции человека XXI века, какие из этих целей и средств представляются тебе приемлемыми, а какие - нет. Объясни свой ответ. Сделай вывод по проблеме урока.

Многие европейские государи с детства держали на своих книжных полках сочинения Локка, Монтескьё, Вольтера, и неудивительно, что они были воспитаны на идеях Просвещения. Короли и философы часто были лично знакомы и переписывались друг с другом. В результате во многих европейских странах абсолютные монархи XVIII века стали проводить «просветительские реформы». Их целью была перестройка общественной жизни по «законам Разума»: распространение света образования; избавление от многих, в том числе религиозных, предрассудков; утверждение человеколюбия, равенства людей; достижение «всеобщего блага». Подобная политика получила название «просвещённый абсолютизм».

Одним из первых просвещённых монархов стал испанский король Карл III. По его приказу в Испании перестали гореть инквизиторские костры, сжигавшие «ведьм», «еретиков» и «вольнодумные» книги. В одну ночь все 5 тысяч испанских иезуитов были посажены на корабли и вывезены к Папе Римскому. Часть монастырей была закрыта, а их имущество пущено на устройство школ для простого народа, строительство дорог и мостов. В Италии правители разных государств вводили единый для всех сословий суд, отменяли пытки и смертную казнь. Даже Папа Римский Климент XIV любил читать сочинения просветителей и в 1773 году запретил орден иезуитов.

Наибольшие восторги просветителей вызывали российская императрица Екатерина II и австрийский император Иосиф II (1765-1790). Иосиф получил хорошее образование и читал труды философов-просветителей. Вступив на престол, он отменил крепостное право в Венгрии и оставил за крестьянами их общинные земли. По изданному им своду законов смертная казнь в Австрийской державе стала большой редкостью. Как и в Испании, имущество монастырей пошло на создание бесплатных школ, которыми руководила светская Высшая учебная комиссия. При Иосифе II газеты и книги в Австрии стали издаваться почти без цензуры. Кроме того, Иосиф старался централизовать управление и лишить местные дворянские собрания их привилегий. Дворяне начали организовывать мятежи. В 1787 году в бельгийских провинциях вспыхнула Брабантская революция против австрийского господства (подавлена в 1790 г.). Умирая, Иосиф отказался от реформ.

    Австрийский император Иосиф II

В странах Северной Европы — Дании, Норвегии, Швеции (включавшей и Финляндию) — также укреплялась власть монархов, но при этом сохранялись сословные парламенты, ограничивавшие абсолютизм. Королям приходилось договариваться с представителями части своих подданных, уважать их права. Наиболее ярким сторонником «просвещённого абсолютизма» был шведский король Густав III (1771—1792), известный как писатель и друг философов. Он сумел прекратить анархию из-за борьбы партий в парламенте, добился увеличения королевских полномочий, но при этом издал закон о свободе слова, отчитывался перед парламентом о своих реформах.

«Подмастерье» готовится к посвящению в масоны

С точки зрения масонов, Господь Бог, сотворив этот мир и его законы, не вмешивается больше в его развитие, поэтому от самих людей зависит, какой будет их жизнь. Подобно тому, как в Древнем мире израильский царь Соломон построил храм Господа Бога, масоны собирались «построить» новый «Храм Соломона» на основе свободы, человеколюбия, равенства, справедливости, братства. Поэтому они повторяли многие средневековые обряды настоящих каменщиков. Друг друга масоны называли братьями, общались с помощью тайных знаков, на заседаниях устраивали таинственные церемонии, одевшись в ремесленные фартуки и держа в руках мастерок и линейку. Многие из них верили в магию и пытались использовать различные заклинания и эликсиры, чтобы добиться своих целей.

Пути воплощения идей Просвещения искали не только государи, но и образованные люди, не обладавшие государственной властью. На рубеже XVII—XVIII веков в Англии стало известно о тайных союзах франкмасонов — «вольных каменщиков» (в Средние века — ремесленный цех строителей). В начале эпохи Просвещения масонами называли себя люди, далёкие от строительства, - аристократы, банкиры, писатели. Они говорили, что объединиться в союз их заставило стремление служить идеям свободы и братства всех людей, желание преодолеть жестокость, религиозные предрассудки и нетерпимость. Их тайные союзы — масонские ложи — распространились по всей Европе. Завеса секретности порождала мнение, что масоны скрывают свои истинные цели — установить господство над всеми правительствами и править миром. Однако, вступая в ряды масонов, люди, как правило, надеялись воплотить просветительские идеи на практике.

Продолжение >>>

 

 

???????@Mail.ru