|
|
|
Глава 4. Просвещённый век (Страны Запада. XVIII век)
§ 18. Просвещённый абсолютизм
Постановка проблему урока
Повторение необходимых знаний • Вспомни, что такое аграрное общество и признаки его разрушения.
Решение проблемы Идея «просвещённого абсолютизма»Сравни цели и средства сторонников «просвещённого абсолютизма» и франкмасонов. Оцени с позиции человека XXI века, какие из этих целей и средств представляются тебе приемлемыми, а какие - нет. Объясни свой ответ. Сделай вывод по проблеме урока. Многие европейские государи с детства держали на своих книжных полках сочинения Локка, Монтескьё, Вольтера, и неудивительно, что они были воспитаны на идеях Просвещения. Короли и философы часто были лично знакомы и переписывались друг с другом. В результате во многих европейских странах абсолютные монархи XVIII века стали проводить «просветительские реформы». Их целью была перестройка общественной жизни по «законам Разума»: распространение света образования; избавление от многих, в том числе религиозных, предрассудков; утверждение человеколюбия, равенства людей; достижение «всеобщего блага». Подобная политика получила название «просвещённый абсолютизм». Одним из первых просвещённых монархов стал испанский король Карл III. По его приказу в Испании перестали гореть инквизиторские костры, сжигавшие «ведьм», «еретиков» и «вольнодумные» книги. В одну ночь все 5 тысяч испанских иезуитов были посажены на корабли и вывезены к Папе Римскому. Часть монастырей была закрыта, а их имущество пущено на устройство школ для простого народа, строительство дорог и мостов. В Италии правители разных государств вводили единый для всех сословий суд, отменяли пытки и смертную казнь. Даже Папа Римский Климент XIV любил читать сочинения просветителей и в 1773 году запретил орден иезуитов. Наибольшие восторги просветителей вызывали российская императрица Екатерина II и австрийский император Иосиф II (1765-1790). Иосиф получил хорошее образование и читал труды философов-просветителей. Вступив на престол, он отменил крепостное право в Венгрии и оставил за крестьянами их общинные земли. По изданному им своду законов смертная казнь в Австрийской державе стала большой редкостью. Как и в Испании, имущество монастырей пошло на создание бесплатных школ, которыми руководила светская Высшая учебная комиссия. При Иосифе II газеты и книги в Австрии стали издаваться почти без цензуры. Кроме того, Иосиф старался централизовать управление и лишить местные дворянские собрания их привилегий. Дворяне начали организовывать мятежи. В 1787 году в бельгийских провинциях вспыхнула Брабантская революция против австрийского господства (подавлена в 1790 г.). Умирая, Иосиф отказался от реформ.
В странах Северной Европы — Дании, Норвегии, Швеции (включавшей и Финляндию) — также укреплялась власть монархов, но при этом сохранялись сословные парламенты, ограничивавшие абсолютизм. Королям приходилось договариваться с представителями части своих подданных, уважать их права. Наиболее ярким сторонником «просвещённого абсолютизма» был шведский король Густав III (1771—1792), известный как писатель и друг философов. Он сумел прекратить анархию из-за борьбы партий в парламенте, добился увеличения королевских полномочий, но при этом издал закон о свободе слова, отчитывался перед парламентом о своих реформах.
Пути воплощения идей Просвещения искали не только государи, но и образованные люди, не обладавшие государственной властью. На рубеже XVII—XVIII веков в Англии стало известно о тайных союзах франкмасонов — «вольных каменщиков» (в Средние века — ремесленный цех строителей). В начале эпохи Просвещения масонами называли себя люди, далёкие от строительства, - аристократы, банкиры, писатели. Они говорили, что объединиться в союз их заставило стремление служить идеям свободы и братства всех людей, желание преодолеть жестокость, религиозные предрассудки и нетерпимость. Их тайные союзы — масонские ложи — распространились по всей Европе. Завеса секретности порождала мнение, что масоны скрывают свои истинные цели — установить господство над всеми правительствами и править миром. Однако, вступая в ряды масонов, люди, как правило, надеялись воплотить просветительские идеи на практике.
|
|
|