Главная >> История Нового времени. 7 класс. Данилов

Глава 4. Просвещённый век (Страны Запада. XVIII век)

§ 17. Идеи эпохи Просвещения (окончание)

Поэтому не случайным стало появление в 1784 году картины французского живописца Жака Луи Давида (1748-1825) «Клятва Горациев». Одним из основных требований к художественному произведению была серьёзная идея картины, которая оказывала бы благотворное, воспитывающее воздействие на зрителя. Для Давида идеалом, который привлекал его в Древнем мире, были гражданская доблесть и бескорыстное служение общему делу. С помощью другой картины — «Сабинянки, останавливающие битву между римлянами и сабинянами» — Давид пытался призвать своих сограждан к примирению во имя счастья будущих поколений.

«Сабинянки...». Худ. Жак Луи Давид

Друзья. Худ. А. Ватто

Картина «Друзья» создана в стиле рококо - наследнике барокко. Чем различаются сюжет и изобразительные приёмы художников классицизма и рококо?

Желание переустроить мир нашло яркое выражение в архитектуре классицизма. Ещё в середине XVII века знаменитый Версальский дворец Людовика XIV был создан в этом стиле. Символом же классицизма стала церковь Святой Женевьевы в Париже, построенная во второй половине XVIII века. Она напоминала античный храм, а её портик с 22 колоннами был похож на портик древнеримского Пантеона*. Позже эту церковь назвали французским Пантеоном.

    * Пантеон (лат. Pantheon от греч. Pantheion — «место, посвящённое всем богам») — языческий храм, в котором поклонялись богам разных народов Римской империи.

Лучшим драматургом эпохи классицизма был Жан Батист Мольер (1622-1673). Его спектакли ставились даже на сцене Лувра перед королём Людовиком XIV. Но после постановки комедии «Тартюф», в которой многие увидели пародию на Католическую церковь, пьесу запретили. В литературе и театре начала XVIII века классицизм уже не был ведущим стилем. Преодолевая его ограничения и нормы, на свет рождалось литературное искусство эпохи Просвещения. Его героем становился обычный человек, современник читателя, который со сцены или со страниц книг учил всему, что знает и умеет сам.

Такого героя — искателя приключений, которого не сломили испытания судьбы, - изобразил в книге «Робинзон Крузо» Даниель Дефо (около 1660-1731). Беспощадно высмеивал человеческие пороки и религиозные заблуждения Джонатан Свифт (1667-1745). Герой его книги «Путешествия Гулливера», попадая то к лилипутам, то к великанам, то к другим забавным существам, каждый раз сравнивал их с человеческим обществом.

Художественное воспитание и духовное, нравственное совершенствование человека видели своей главной задачей два великих немецких поэта — Иоганн Вольфганг Гёте (1749-1832) и Иоганн Фридрих Шиллер (1759-1805). В трагедии «Фауст» Гёте рисует образ учёного, который старается познать мир.

    Памятник Гёте и Шиллеру в Веймаре

Понимая, что он не может найти в книгах ответы на многие свои вопросы, Фауст решает заложить душу дьяволу. В обмен на это он получает долгую жизнь и новые возможности для обретения истинного знания. В уста Фауста Гёте вкладывает слова, которые были девизом для многих людей эпохи Просвещения:

    Лишь тот достоин жизни и свободы,
    кто каждый день идёт за них на бой.

Пусть не все мечты осуществятся, но человек должен стремиться к знанию, мыслить, искать, исследовать, и тогда даже если не он сам, то его дети достигнут поставленной цели. Смысл творчества Шиллера можно выразить словами его героев: «Да будем мы свободными, как предки, и смерть пусть каждый рабству предпочтёт». Шиллер и Гёте были убеждены, что, только воспитав людей на примерах литературных персонажей, можно улучшить их жизнь.

Наступление Нового времени в Германии осознавалось как духовное освобождение. Именно этим правом воспользовались музыканты Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) и Георг Фридрих Гендель (1685-1759). Их музыка в стиле барокко — своеобразная философия в звуках. Оба они были протестантами, но их личности были совершенно несхожими. Бах любил уединение, музыка его — словно размышления, в которых каждый находит близкий себе мотив. Он вовлекает слушателя в своеобразную дискуссию, чтобы пройти вместе с Бахом весь сложный путь поиска Истины, вникая в его рассуждения, через сомнения и страдания обретая веру.

Фридрих Гендель

Музыка Генделя обращена сразу к множеству людей. Свои сомнения и рассуждения Гендель, в отличие от Баха, не выносит на суд слушателя. Такая музыка напоминает проповедь, она не может вызвать разных толкований, в ней нет незавершённости. Музыка Генделя убеждает, внушает мысль о величии отдельного человека и народа в целом. От неё веет силой и мужеством, она поднимает на борьбу, пробуждает чувство гордости.

Прямой противоположностью музыке барокко с её страстностью и противоречивостью в эпоху Просвещения стала музыка венской классической школы, самым ярким представителем которой в XVIII веке был Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791). Музыка Моцарта всецело обращена к чувствам человека. Она раскрывает всю глубину его внутреннего мира. «Реквием», написанный Моцартом незадолго до смерти, стал своеобразным эпилогом всего его творчества. Симфонии Моцарта близки по духу произведениям Шиллера и Гёте. При всей своей эмоциональности музыка этого великого композитора сохраняет ясность и классическую размеренность.

    Формулирование вывода и сравнение его с авторским

При многообразии стилей и направлений, получивших право на существование в эпоху Просвещения, искусство освободилось от власти Церкви, а в обществе утвердились идеалы светской образованности.

Ключевые слова: идеи Просвещения, Вольтер, научная картина мира, Ньютон, классицизм.

    Применение знаний

Определи своё отношение к общим идеям просветителей, взглядам Смита, Вольтера, Руссо: с какими из них ты готов согласиться, а с какими - нет? Объясни свой ответ.
Представьте, что вы стали свидетелями ожесточённого спора атеиста — сторонника философских и научных идей Просвещения — и верующего христианина, который во всём возражает атеисту. Придумайте, как мог бы развиваться их спор, и предположите, что вы можете сделать, чтобы примирить враждующие стороны.
Представь, что ты человек эпохи Просвещения (студент, буржуа, «новый дворянин»), который решил посетить салон, где ждут знаменитого Ньютона. Опиши обстановку в доме и ваш возможный разговор с великим физиком.

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru