|
|
|
Глава 4. Просвещённый век (Страны Запада. XVIII век)
§ 17. Идеи эпохи Просвещения (окончание)Поэтому не случайным стало появление в 1784 году картины французского живописца Жака Луи Давида (1748-1825) «Клятва Горациев». Одним из основных требований к художественному произведению была серьёзная идея картины, которая оказывала бы благотворное, воспитывающее воздействие на зрителя. Для Давида идеалом, который привлекал его в Древнем мире, были гражданская доблесть и бескорыстное служение общему делу. С помощью другой картины — «Сабинянки, останавливающие битву между римлянами и сабинянами» — Давид пытался призвать своих сограждан к примирению во имя счастья будущих поколений.
Картина «Друзья» создана в стиле рококо - наследнике барокко. Чем различаются сюжет и изобразительные приёмы художников классицизма и рококо? Желание переустроить мир нашло яркое выражение в архитектуре классицизма. Ещё в середине XVII века знаменитый Версальский дворец Людовика XIV был создан в этом стиле. Символом же классицизма стала церковь Святой Женевьевы в Париже, построенная во второй половине XVIII века. Она напоминала античный храм, а её портик с 22 колоннами был похож на портик древнеримского Пантеона*. Позже эту церковь назвали французским Пантеоном. * Пантеон (лат. Pantheon от греч. Pantheion — «место, посвящённое всем богам») — языческий храм, в котором поклонялись богам разных народов Римской империи. Лучшим драматургом эпохи классицизма был Жан Батист Мольер (1622-1673). Его спектакли ставились даже на сцене Лувра перед королём Людовиком XIV. Но после постановки комедии «Тартюф», в которой многие увидели пародию на Католическую церковь, пьесу запретили. В литературе и театре начала XVIII века классицизм уже не был ведущим стилем. Преодолевая его ограничения и нормы, на свет рождалось литературное искусство эпохи Просвещения. Его героем становился обычный человек, современник читателя, который со сцены или со страниц книг учил всему, что знает и умеет сам. Такого героя — искателя приключений, которого не сломили испытания судьбы, - изобразил в книге «Робинзон Крузо» Даниель Дефо (около 1660-1731). Беспощадно высмеивал человеческие пороки и религиозные заблуждения Джонатан Свифт (1667-1745). Герой его книги «Путешествия Гулливера», попадая то к лилипутам, то к великанам, то к другим забавным существам, каждый раз сравнивал их с человеческим обществом. Художественное воспитание и духовное, нравственное совершенствование человека видели своей главной задачей два великих немецких поэта — Иоганн Вольфганг Гёте (1749-1832) и Иоганн Фридрих Шиллер (1759-1805). В трагедии «Фауст» Гёте рисует образ учёного, который старается познать мир.
Понимая, что он не может найти в книгах ответы на многие свои вопросы, Фауст решает заложить душу дьяволу. В обмен на это он получает долгую жизнь и новые возможности для обретения истинного знания. В уста Фауста Гёте вкладывает слова, которые были девизом для многих людей эпохи Просвещения: Лишь тот достоин жизни и свободы,
Пусть не все мечты осуществятся, но человек должен стремиться к знанию, мыслить, искать, исследовать, и тогда даже если не он сам, то его дети достигнут поставленной цели. Смысл творчества Шиллера можно выразить словами его героев: «Да будем мы свободными, как предки, и смерть пусть каждый рабству предпочтёт». Шиллер и Гёте были убеждены, что, только воспитав людей на примерах литературных персонажей, можно улучшить их жизнь.
Формулирование вывода и сравнение его с авторским
Ключевые слова: идеи Просвещения, Вольтер, научная картина мира, Ньютон, классицизм. Применение знаний Определи своё отношение к общим идеям просветителей, взглядам Смита, Вольтера, Руссо: с какими из них ты готов согласиться, а с какими - нет? Объясни свой ответ.
|
|
|