|
|
|
Глава 1. Эпоха открытий и перемен (Европа. Конец XV — середина XVII века)
§ 2. Новый колониальный порядок (окончание)На Американский континент хлынули потоки переселенцев. Во главе каждой колонии испанский король поставил вице-короля или губернатора, которому подчинялся отряд солдат. Переселявшиеся на новые территории рыцари-дворяне и феодальные аристократы становились королевскими чиновниками. Они получали во владение огромные неосвоенные земли и отвечали за покорность местных индейцев. Католические священники крестили индейцев и водили их на молитвы в храмы, выстроенные в каждом городе-крепости испанцев. Всех, кто желал сохранить веру в старых богов и поклоняться идолам, ждал костёр инквизиции. Индейцы пытались поднимать восстания, но испанцы легко справлялись с каждым племенем по отдельности. Для устрашения оставшимся в живых индейцам отрезали носы, отрубали руки и ноги. Очень скоро испанские переселенцы поняли, что нажиться можно не только на добыче золота. В Европу стали прибывать корабли, гружённые початками кукурузы, клубнями картофеля, табаком и курительными трубками. Самой выгодной оказалась продажа в Европе американского хлопка, тростникового сахара, красного перца. Для выращивания этих культур испанские дворяне стали захватывать земли индейских общин и создавать на них крупные земледельческие хозяйства — плантации. Работать на них заставляли индейцев, которых законы испанского короля отдавали под «опеку» колонистам. Однако большинство индейцев, будучи охотниками и собирателями, не привыкли к такому труду. В результате они тысячами гибли на рудниках, некогда благосклонное к ним солнце сжигало их тела своими огненными лучами во время работы на плантациях. Болезни, завезённые в Новый Свет из Европы — чума, оспа, тиф, — охватывали целые районы, жители которых поголовно вымирали. К концу XVI века в Центральной и Южной Америке из 13 миллионов индейцев осталось около четырёх. Тогда европейцы стали ввозить в Америку чернокожих рабов из Африки. Вожди африканских племён за ткани и огнестрельное оружие готовы были продавать своих соплеменников или устраивать охоту на людей других племён. Их привозили к торговым факториям португальцев, где купцы из стран Европы покупали пленников, заковывали их в цепи и везли через Атлантику на американские плантации. На завоёванных американских землях было создано рабовладельческое плантационное хозяйство. Начало колониальных войнПопробуй оценить Тордесильясский договор с позиций испанца, француза, англичанина XVI века, с точки зрения человека XXI века. Сделай вывод об различиях в оценке одного и того же документа. Испанская и португальская колониальные империи стали главными поставщиками в Европу самых разных товаров. Испанцы везли из американских колоний тонны золота и серебра, сахарную патоку, хлопок, табак, перец, красители для тканей. Португальцы вывозили из Африки чернокожих рабов и слоновую кость, из Индии и Индонезии — перец и пряности, алмазы и жемчуг, хлопчатобумажные ткани. Из Китая везли шёлк и чай, фарфор и опиум, из Японии — серебро, из Бразилии — кофе и чёрное дерево. В свою очередь, из Европы по всему миру расходились оружие и порох, сукно и железные орудия. Таким образом начал складываться мировой рынок — система постоянных торговых связей всех стран Земли.
В XVI веке его центрами были порты Испании и Португалии. C лидерством стран Пиренейского полуострова не были согласны другие европейцы. Уже в 60-е годы XVI века французы попытались отнять у испанцев североамериканский полуостров Флориду. Мощный испанский флот сумел разгромить противников. Это столкновение стало первой колониальной войной — спором между великими державами за передел колониальных владений. Поначалу противники испанцев не обладали такими же мощными кораблями и искусными капитанами, способными вести бой в открытом море. Поэтому англичане и французы прибегли к услугам пиратов (корсаров), корабли которых бесстрашно бороздили южные моря. По карте на форзаце 2 определи, какие товары (природные богатства, сельскохозяйственная продукция, ремесленно-промышленные изделия) поставляли на мировой рынок Западная Европа, Америка, страны Востока. Формулирование вывода и сравнение его с авторским
Ключевые слова: Кортес, конкистадор, колония. Применение знаний Какими причинами ты можешь объяснить успехи европейцев в деле завоевания колоний? Представьте, что во время абордажного боя в Карибском море разыгрался шторм. Буря вынесла на необитаемый остров пушкаря испанского галеона и английского пирата. Строя вместе хижину и жаря рыбу, они спорят о том, кто прав в войне испанцев и англичан. Как, по-вашему, мог бы происходить этот спор, в котором каждый доказывает свою правоту фактами?
|
|
|