|
|
|
Глава 1. Эпоха открытий и перемен (Европа. Конец XV — середина XVII века)
§ 3. Возрождение — новый взгляд на человека
Постановка проблему урока
Повторение необходимых знаний • Объясни значение понятий: аскетизм и гуманизм, наука и искусство. • Чем отличалось изобразительное искусство Раннего Возрождения от канонов Средневековья? (Введение.) Вспомни, в чём основная тема произведения Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». (Уч-к литературы «Шаг за горизонт», 5-й класс, изд. 1-е.) Решение проблемы Гуманизм и гуманистыС помощью конкретных фактов докажи, что Эразм Роттердамский был гуманистом. (Используй продуктивное чтение — см. пример на с. 18.) Представь себя в роли человека, который, исполняя приказ инквизитора, должен сжечь книги Эразма Роттердамского. Будешь ли ты — человек XXI века — испытывать при этом угрызения совести? Объясни свой ответ. Сделай вывод по проблеме урока. В XIV—XVI веках европейцы уже не считали античную греко-римскую культуру порождением поганых язычников — врагов христианства. Всё больше образованных людей читали стихи и пьесы античных писателей, не смущаясь тем, что там воспевается не христианская любовь человека к Богу, не смирение перед Его величием, а земная любовь мужчины и женщины, тяга человека к знаниям и свободе. При находке в земле античных скульптур обнажённых людей и богов с красивыми, пышущими жизнью телами их уже не разбивали как «бесовские творения», а бережно собирали и выставляли в богатых домах. У многих появилось желание «возродить Древний мир» с его свободой личности, процветавшими наукой и искусством. Люди искусства старались постичь приёмы, использывавшиеся мастерами прошлого, понять их взгляды, настроения. Однако при этом они оставались верующими людьми, и их интересовали христианские темы. Так европейские художники, обогатив античные идеалы взглядами и вкусами своего времени, создали новый художественный стиль — стиль Возрождения. XIV—XVI века в истории европейской культуры названы эпохой Возрождения. Тогда французский поэт де Ронсар писал: Я, древних изучив, открыл свою дорогу,
Величие и свобода античных героев порождала у людей эпохи Возрождения желание быть похожими на них. Вместо средневековых сочинений о ничтожности людей перед Богом, таких как «О презрении к миру», люди начинают читать, например, трактат «О достоинстве человека». В них больше не противопоставляли «чистую душу» и «грешное тело». Весь человек, прекрасный и телом, и душой считался теперь лучшим божьим творением, способным мечтать и стремиться к счастью. Это была философия гуманизма (от латинского «гуманус» — человечный), а её приверженцев назвали гуманистами. Одним из величайших европейских гуманистов был житель Нидерландов Эразм Роттердамский (1469—1536). Как большинство гуманистов, он был человеком верующим, но право на истину отдавал только науке. О богословах он говорил: «Они мнят себя небожителями, а на прочих смертных глядят с презрением и какой-то жалостью, словно на копошащийся в грязи скот. По своему произволу они толкуют и объясняют сокровеннейшие тайны: им известно, по какому плану создан и устроен мир. Воистину блаженны все, кто мог посвятить себя подобным занятиям, кто описывает ад с такими подробностями, словно много лет были гражданами этой республики». Гуманисты хотели избавиться от предрассудков, чтобы каждый стремился к счастью, используя все свои силы и способности. За подобные слова гуманистов часто преследовали как еретиков. Их книги инквизиция объявляла греховными и отправляла на костёр вместе с авторами. Но к началу XVI века многие священники и даже Папы Римские сами стали увлекаться идеями гуманистов и позволяли им открыто высказывать своё мнение.
|
|
|