Главная >> История Нового времени. 7 класс. Данилов

Глава 1. Эпоха открытий и перемен (Европа. Конец XV — середина XVII века)

§ 3. Возрождение — новый взгляд на человека

    Постановка проблему урока

    Себастьян Брант
    «Корабль дураков»

    (отрывок)

    «Душеспасительные книжки
    Пекут у нас теперь в излишке,
    Но, несмотря на их число,
    Не уменьшилось в людях зло:
    Писанья эти ничему
    Теперь не учат! В ночь и в тьму
    Мир погружён, отвергнут Богом, —
    Кишат глупцы по всем дорогам.
    Жить дураками им не стыдно,
    Но узнанными быть обидно.

    Не тщись быть мудрым, знай одно:
    Признавший сам себя глупцом
    Считаться вправе мудрецом,
    А кто твердит, что он мудрец,
    Тот именно и есть глупец.
    Стремиться надо, как известно,
    Жить добродетельно и честно
    И, чтобы быть всегда в чести,
    Благоразумие блюсти».

В чём состоит, с точки зрения гуманиста Бранта, цель жизни человека? Насколько важно для человека познавать мир?

    Гуманист Лоренцо Валла

«Человек, словно некий смертный Бог, рождён для двух вещей — для познания и действия, как лошадь для бега, бык для пахоты, собака для выслеживания».

Каковы главные цели в жизни человека, с точки зрения гуманиста Валлы?

Сравни взгляды двух гуманистов на необходимость познания мира. У представителей одного философского течения больше сходств или различий? Сформулируй проблему...

... или же сравни взгляды Л. Валлы и средневековые христианские представления о цели жизни человека, которые господствовали до появления гуманистов. Сформулируй иную проблему. (авторский вариант — с. 303.)

    Повторение необходимых знаний

• Объясни значение понятий: аскетизм и гуманизм, наука и искусство.

• Чем отличалось изобразительное искусство Раннего Возрождения от канонов Средневековья? (Введение.) Вспомни, в чём основная тема произведения Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». (Уч-к литературы «Шаг за горизонт», 5-й класс, изд. 1-е.)

    Решение проблемы

Гуманизм и гуманисты

С помощью конкретных фактов докажи, что Эразм Роттердамский был гуманистом. (Используй продуктивное чтение — см. пример на с. 18.) Представь себя в роли человека, который, исполняя приказ инквизитора, должен сжечь книги Эразма Роттердамского. Будешь ли ты — человек XXI века — испытывать при этом угрызения совести? Объясни свой ответ. Сделай вывод по проблеме урока.

В XIV—XVI веках европейцы уже не считали античную греко-римскую культуру порождением поганых язычников — врагов христианства. Всё больше образованных людей читали стихи и пьесы античных писателей, не смущаясь тем, что там воспевается не христианская любовь человека к Богу, не смирение перед Его величием, а земная любовь мужчины и женщины, тяга человека к знаниям и свободе. При находке в земле античных скульптур обнажённых людей и богов с красивыми, пышущими жизнью телами их уже не разбивали как «бесовские творения», а бережно собирали и выставляли в богатых домах. У многих появилось желание «возродить Древний мир» с его свободой личности, процветавшими наукой и искусством. Люди искусства старались постичь приёмы, использывавшиеся мастерами прошлого, понять их взгляды, настроения. Однако при этом они оставались верующими людьми, и их интересовали христианские темы. Так европейские художники, обогатив античные идеалы взглядами и вкусами своего времени, создали новый художественный стиль — стиль Возрождения. XIV—XVI века в истории европейской культуры названы эпохой Возрождения. Тогда французский поэт де Ронсар писал:

    Я, древних изучив, открыл свою дорогу,
    Порядок фразам дал, разнообразье слогу,
    Я строй поэзии нашёл — и волей муз,
    Как Римлянин и Грек, великим стал француз.

Величие и свобода античных героев порождала у людей эпохи Возрождения желание быть похожими на них. Вместо средневековых сочинений о ничтожности людей перед Богом, таких как «О презрении к миру», люди начинают читать, например, трактат «О достоинстве человека». В них больше не противопоставляли «чистую душу» и «грешное тело». Весь человек, прекрасный и телом, и душой считался теперь лучшим божьим творением, способным мечтать и стремиться к счастью. Это была философия гуманизма (от латинского «гуманус» — человечный), а её приверженцев назвали гуманистами.

Одним из величайших европейских гуманистов был житель Нидерландов Эразм Роттердамский (1469—1536). Как большинство гуманистов, он был человеком верующим, но право на истину отдавал только науке. О богословах он говорил: «Они мнят себя небожителями, а на прочих смертных глядят с презрением и какой-то жалостью, словно на копошащийся в грязи скот. По своему произволу они толкуют и объясняют сокровеннейшие тайны: им известно, по какому плану создан и устроен мир.

Воистину блаженны все, кто мог посвятить себя подобным занятиям, кто описывает ад с такими подробностями, словно много лет были гражданами этой республики». Гуманисты хотели избавиться от предрассудков, чтобы каждый стремился к счастью, используя все свои силы и способности. За подобные слова гуманистов часто преследовали как еретиков. Их книги инквизиция объявляла греховными и отправляла на костёр вместе с авторами. Но к началу XVI века многие священники и даже Папы Римские сами стали увлекаться идеями гуманистов и позволяли им открыто высказывать своё мнение.

Эразм Роттердамский

Эразм — незаконнорождённый сын бедного приходского священника — ещё юношей увлёкся античной литературой и наукой. Мечтая всю свою жизнь посвятить служению людям и нести им, подобно Прометею, свет знания, он поступает в коллегию Монтегю в Париже. Через некоторое время Эразм становится одним из самых образованных людей Европы. Он не раз выступал против того, что считал неразумным, несовершенным. Его мечтой было соединение христианского учения и учёности древних греков и римлян. В 1509 году им была написана книга «Похвала глупости», в которой автор с горечью высмеивал средневековые европейские порядки: «Если поглядеть с Луны на людскую сутолоку, то можно подумать, будто видишь стаю мух или комаров, дерущихся, воюющих, интригующих, грабящих, обманывающих, блудящих, рождающихся, падающих, умирающих».

Продолжение >>>

 

 

???????@Mail.ru