|
|
|
Глава 1. Эпоха открытий и перемен (Европа. Конец XV — середина XVII века)
§ 4. Реформация — новое отношение к Богу (продолжение)Возмущённый Лютер поспешил сообщить об этом церковному начальству: «Если бы Папа знал про вымогательства продавцов индульгенций, то лучше пожелал бы, чтобы церковь Святого Петра сгорела, чем строить её из пота и крови своей паствы». Пытаясь вразумить земляков, он в 1517 году вывесил на воротах церкви документ из 95 пунктов, в которых доходчиво объяснялось, почему ни один священник и ни одна бумажка, будь то даже индульгенция за подписью высшего духовного лица, не даст прощения грехов.
Таким образом, Мартин Лютер заговорил о необходимости реформировать (преобразовать) Церковь. Движение в поддержку этой идеи получило название Реформация. С точки зрения Лютера, роскошные и сложные церковные обряды можно сделать проще, а следовательно, и дешевле, доступнее для людей. Убранство церквей должно быть скромным, без икон и скульптур. По-иному Мартин Лютер представлял себе и задачи священнослужителей. Во-первых, он считал, что между человеком и Богом не может быть посредников. Значит, священник должен не отпускать грехи, а пояснять верующим смысл Священного Писания, учить их читать священные книги. А главное — помогать прихожанам становиться лучше и добрее. Иными словами, спасение души зависит не от действий человека или выплат денег Церкви, а от веры человека в Бога и в своё спасение. Этот догмат учения Лютера получил название «Спасение верой». Во-вторых, сами служители Бога должны быть ближе к обычным людям, а значит, им необходимо иметь право жениться, воспитывать детей, то есть вести обычную жизнь.
В Риме выступление священника из Виттенберга восприняли как прямую угрозу власти Папы. Вскоре Мартин Лютер был отлучён от Церкви, и Папа потребовал суда над ним. Император Карл V Габсбург предложил решить этот вопрос на рейхстаге Священной Римской империи. В 1521 году Лютер предстал перед немецкими князьями в городе Вормсе. Помня о кострах инквизиции, Лютер срывающимся голосом объяснил свои взгляды, но не захотел отречься от них: «Ибо неправедно делать что-либо против совести, на том стою и не могу иначе, помоги мне Бог!» Новый вариант христианского вероучения стали называть лютеранством. Выступление Мартина Лютера положило начало Реформации. Реформация «княжеская» и «народная»Попробуйте оценить устройство Лютеранской Церкви с позиции Томаса Мюнцера и с позиции Фридриха Мудрого: чем вы можете объяснить различие в их взглядах? Сделайте вывод по проблеме. На Вормсском рейхстаге Лютер был признан еретиком, и ему грозило сожжение на костре. Однако саксонский курфюрст Фридрих Мудрый поручил своим рыцарям выкрасть проповедника и спрятать в одном из замков. Находясь в надёжном убежище, Лютер в течение года перевёл Библию на немецкий язык. Теперь верующие могли самостоятельно изучать Священное Писание без комментариев от лица Церкви. Но Лютер даже не мог себе представить, какими будут последствия его смелого выступления. По дорогам Германии бродили многочисленные проповедники, бывшие монахи, принявшие взгляды Лютера. Но все они толковали его учение по-своему. Вскоре с юга страны пришли тревожные вести: начались волнения среди крестьян. Их возглавил священник Томас Мюнцер (1493—1525). Будучи высокообразованным человеком (окончил два университета), он без труда убедил своих прихожан в том, что власть должна находиться в руках народа. Среди крестьян быстро распространилось написанное им «статейное письмо», в котором звучали призывы к борьбе против Католической церкви и гнёта феодалов. О феодалах Мюнцер говорил: «Их власть не от Бога, они сподвижники дьявола, их повелитель — сатана». В 1524 году в Германии запылало пламя крестьянской войны (1524—1525). На юго-западе страны ряды восставших крестьян насчитывали около 40 тысяч человек. Они врывались в замки и епископские дворы, сжигая записи о феодальных повинностях. Всё награбленное делили между собой. Лютер — сторонник княжеской власти — возмущался, что крестьяне хотят «носить меховые плащи, золотые цепи и жрать молочных поросят». Князья, объединившись, сумели быстро расправиться с разрозненными крестьянскими отрядами. Томас Мюнцер был схвачен и обезглавлен.
Чтобы предотвратить беспорядки и насилие, Лютер разработал устройство новой Лютеранской церкви. Каждая община верующих должна была сама избирать себе священника. Его главная задача заключалась в том, чтобы читать и разъяснять прихожанам Библию, а также совершать только два таинства — крещение и причащение. Епископов и монахов, согласно Лютеру, быть не должно, а их имущество лучше пустить на строительство школ и больниц. Сам Лютер сменил монашескую рясу на светскую одежду и женился на бывшей монахине, которая родила ему шестерых детей. Главой Церкви в каждой стране Лютер объявлял местного государя. Многие князья севера и востока Германии поддержали учение Лютера и реформировали Церковь в своих землях. Дворяне обогатились за счёт церковных земель. В 1529 году, возмущённый своеволием князей, император Карл V запретил лютеранство на территории Священной Римской империи. В ответ на это 5 князей и 14 городов выразили протест, после чего всех сторонников Реформации стали называть протестантами, а разные варианты их вероучения — протестантизмом. Германия разделилась на католиков и протестантов, а последние — на сторонников «княжеской» и «народной» Реформации. Новое протестантское учение — кальвинизмСравни (найди общее и различное) вероучения и устройства Церкви Мартина Лютера и Жана Кальвина. Оцени с позиции человека XXI века действия Жана Кальвина в Женеве: какие из них ты можешь оправдать, какие - осудить? Сделай вывод по проблеме. Вслед за лютеранством появляются и другие варианты протестантских учений. Основателем одного из них стал француз Жан Кальвин (1509—1564). Его отец занимал почётную должность церковного казначея, но, несмотря на это, семья еле-еле сводила концы с концами. Заботясь о будущем своего отпрыска, отец Кальвина отправляет сына в Париж, в коллегию Монтегю, чтобы юноша смог получить образование богослова. В это время идеи Реформации, провозглашённые Лютером, проникают во все слои общества. Заинтересовали они и молодого Кальвина, но открыто встать на сторону Реформации он ещё не решается, так как в учении Лютера не видит законченности и упорядоченности, свойственных католицизму. И всё же спустя несколько лет Кальвин берётся довести начатое Лютером дело до конца.
|
|
|