Главная >> История Нового времени. 7 класс. Данилов

Глава 1. Эпоха открытий и перемен (Европа. Конец XV — середина XVII века)

§ 4. Реформация — новое отношение к Богу

    Постановка проблему урока

    Стихотворное переложение Лютером 129-го псалма Библии

    (отрывок)

      «На Господа надеюсь я —
      Не на свои заслуги.
      Зовёт Его душа моя
      В земном своём недуге.
      Не нужно мне других наград,
      Мой самый драгоценный клад —
      Святое Слово Божье...»

Что Лютер объявляет главной драгоценностью христианства? Можно ли, по-твоему, подобные взгляды считать ересью, опровержением христианства?

    Из ответа Лютера суду Вормсского рейхстага немецких князей, которые решали, признать его еретиком или нет

«.я не верю ни Папе, ни церковным соборам, поскольку очевидно, что зачастую они ошибались и противоречили сами себе. Если я не буду убеждён свидетельствами Святого Писания и ясными доводами разума. то я не могу и не хочу ни от чего отрекаться.»

Как Лютер относится к авторитету Католической церкви? Были ли у руководителей Церкви основания признать Лютера еретиком? Сравни два вывода и сформулируй проблемный вопрос (авторский вариант — с. 303.)

    Повторение необходимых знаний

• Объясни значение понятий: религия, церковь, еретик, инквизиция.

• Каким в Средневековье было положение Церкви? (Введение)

    Решение проблемы

Начало Реформации - учение Лютера

Изучи текст (используя продуктивное чтение - см. с. 18) и сформулируй причины Реформации. Поставь себя на место участников Вормсского рейхстага 1521 года и составь две речи: одну против Мартина Лютера, а другую — в его защиту. Сделай вывод по проблеме Лютера и Церкви.

На рубеже XV—XVI веков многих европейцев не устраивали церковные порядки. Язык Церкви — латинский — был непонятен большинству верующих, которые не могли даже прочитать Библию. Крестьянам и горожанам, с трудом зарабатывавшим каждую монету, было обидно отдавать значительную часть епископам и монахам. Бережливых предпринимателей раздражали золотые одежды священников, дорогие скульптуры и картины, которыми украшали церкви. Малоземельные рыцари-феодалы с завистью смотрели на огромные земельные угодья епископов и монастырей. Королей и князей раздражало вмешательство в их дела Папы Римского, а у простого люда вызывали восторг бродячие артисты, высмеивавшие жирных и глупых монахов, которые в нарушение всех церковных правил обжираются мясом, напиваются и ухлёстывают за женщинами.

Особая ситуация сложилась в раздробленных княжествах Германии, где власть Папы Римского не была ограничена сильной королевской властью. Пользуясь этим, епископы и монастыри постоянно увеличивали поборы с верующих. О служителях Церкви немецкий гуманист Ульрих фон Гуттен писал так: «Это грабители нашего отечества... Они услаждают себя кровью и потом немцев, потрохами бедняков набивают себе утробу и питают свою распущенность».

В столь сложной обстановке начался жизненный путь Мартина Лютера (1483—1546). Он родился в семье глубоко верующего рудокопа. С 14 лет Лютер начал учиться в школе. Чтобы добыть себе пропитание, он вместе с товарищами бродил по улицам Магдебурга, распевал псалмы во славу Господа и просил милостыню. Кто знает, как сложилась бы судьба мальчика, если бы он не нашёл приют в богатой семье. После трёх лет обучения в одной из лучших школ того времени 18-летний юноша поступает в Эрфуртский университет. С небывалым рвением он начинает изучение Библии. Мысли о Страшном суде, о греховных помыслах и поступках не давали ему покоя. Окончив университет, он решает укрыться от мирской суеты в монастырской обители. Вскоре Мартин получает сан священника и место профессора теологии в Виттенбергском университете. Проповеди Лютера привлекали жителей Виттенберга простотой и краткостью. Для каждого прихожанина Лютер находил слова утешения. Он напоминал, что Иисус Христос принял смерть на кресте и тем самым искупил все человеческие грехи.

    Мартин Лютер

Но однажды на солнечных улицах Виттенберга появился толстенький монах Тецель в рясе ордена доминиканцев. По указанию Папы Римского он должен был собирать деньги на грандиозное строительство собора Святого Петра. Зычным голосом Тецель созывал к себе толпы горожан и вкрадчиво объяснял, что накопившиеся в святой Церкви добрые дела позволяют грешникам получить прощение, если они заплатят за свои грехи. За 7 золотых Тецель от имени Папы выдавал индульгенцию о прощении греха убийства, за 10 золотых — убийства родителей и так далее.

    Монах Иоганн Тецель

Продолжение >>>

 

 

???????@Mail.ru