|
|
|
Глава 1. Эпоха открытий и перемен (Европа. Конец XV — середина XVII века)
§ 4. Реформация — новое отношение к Богу
Постановка проблему урока
Повторение необходимых знаний • Объясни значение понятий: религия, церковь, еретик, инквизиция. • Каким в Средневековье было положение Церкви? (Введение) Решение проблемы Начало Реформации - учение ЛютераИзучи текст (используя продуктивное чтение - см. с. 18) и сформулируй причины Реформации. Поставь себя на место участников Вормсского рейхстага 1521 года и составь две речи: одну против Мартина Лютера, а другую — в его защиту. Сделай вывод по проблеме Лютера и Церкви. На рубеже XV—XVI веков многих европейцев не устраивали церковные порядки. Язык Церкви — латинский — был непонятен большинству верующих, которые не могли даже прочитать Библию. Крестьянам и горожанам, с трудом зарабатывавшим каждую монету, было обидно отдавать значительную часть епископам и монахам. Бережливых предпринимателей раздражали золотые одежды священников, дорогие скульптуры и картины, которыми украшали церкви. Малоземельные рыцари-феодалы с завистью смотрели на огромные земельные угодья епископов и монастырей. Королей и князей раздражало вмешательство в их дела Папы Римского, а у простого люда вызывали восторг бродячие артисты, высмеивавшие жирных и глупых монахов, которые в нарушение всех церковных правил обжираются мясом, напиваются и ухлёстывают за женщинами. Особая ситуация сложилась в раздробленных княжествах Германии, где власть Папы Римского не была ограничена сильной королевской властью. Пользуясь этим, епископы и монастыри постоянно увеличивали поборы с верующих. О служителях Церкви немецкий гуманист Ульрих фон Гуттен писал так: «Это грабители нашего отечества... Они услаждают себя кровью и потом немцев, потрохами бедняков набивают себе утробу и питают свою распущенность». В столь сложной обстановке начался жизненный путь Мартина Лютера (1483—1546). Он родился в семье глубоко верующего рудокопа. С 14 лет Лютер начал учиться в школе. Чтобы добыть себе пропитание, он вместе с товарищами бродил по улицам Магдебурга, распевал псалмы во славу Господа и просил милостыню. Кто знает, как сложилась бы судьба мальчика, если бы он не нашёл приют в богатой семье. После трёх лет обучения в одной из лучших школ того времени 18-летний юноша поступает в Эрфуртский университет. С небывалым рвением он начинает изучение Библии. Мысли о Страшном суде, о греховных помыслах и поступках не давали ему покоя. Окончив университет, он решает укрыться от мирской суеты в монастырской обители. Вскоре Мартин получает сан священника и место профессора теологии в Виттенбергском университете. Проповеди Лютера привлекали жителей Виттенберга простотой и краткостью. Для каждого прихожанина Лютер находил слова утешения. Он напоминал, что Иисус Христос принял смерть на кресте и тем самым искупил все человеческие грехи.
Но однажды на солнечных улицах Виттенберга появился толстенький монах Тецель в рясе ордена доминиканцев. По указанию Папы Римского он должен был собирать деньги на грандиозное строительство собора Святого Петра. Зычным голосом Тецель созывал к себе толпы горожан и вкрадчиво объяснял, что накопившиеся в святой Церкви добрые дела позволяют грешникам получить прощение, если они заплатят за свои грехи. За 7 золотых Тецель от имени Папы выдавал индульгенцию о прощении греха убийства, за 10 золотых — убийства родителей и так далее.
|
|
|