|
|
|
Глава 1. Эпоха открытий и перемен (Европа. Конец XV — середина XVII века)
§ 5. Контрреформация и новая карта Европы (продолжение)В этот орден вступали только те люди, которые готовы были пожертвовать всем, даже своей жизнью, за дело Католической церкви. Иезуиты могли не носить монашеской рясы, быть купцами или банкирами, преподавать в университетах, служить королевскими советниками. Но, чем бы они ни занимались, все иезуиты считались «воинами духа», а глава ордена носил военное звание генерала. Его приказам должны были беспрекословно, не задумываясь, повиноваться все члены ордена. По словам Лойолы, иезуит «должен быть палкой в руках старшего». Папа Римский мог просить иезуитов выполнить любую миссию, которая, по его мнению, была бы полезна Католической церкви. При этом иезуитам разрешалось использовать при выполнении задания любые средства: нарушать данное слово, обманывать, доносить, подслушивать чужие разговоры. Особое положение в Церкви освобождало иезуитов от всех налогов и быстро сделало орден очень богатым. К 1574 году под контролем ордена иезуитов оказалось более ста школ и университетов, множество типографий, библиотек и даже королевских дворов.
Одновременно с действиями иезуитов предпринимались и другие попытки возродить единство западно-христианского мира. В 1545 году Папа Павел III созвал собор епископов в итальянском городе Тренто. Работа Тридентского собора продолжалась 18 лет. Уговорить протестантов вернуться в лоно Католической церкви так и не удалось. Однако для того, чтобы остановить дальнейшее распространение «ересей», было решено начать реформы в самой Католической церкви. Все меры католиков по борьбе с протестантами получили название Контрреформации. Была отменена продажа индульгенций. Священникам было поручено разъяснять верующим смысл католического вероучения. Для этого разрешались проповеди на родных языках, а не на латыни. Одновременно было подтверждено полное единовластие в Церкви Папы Римского. С новой силой началось преследование всех тех, кто выступал против католицизма. По всей Европе вновь запылали костры инквизиции. Преследованиям подвергались не только люди. По воле Папы Римского был составлен «Индекс» — список книг, запрещённых Католической церковью. В него попали произведения тех авторов, чьи взгляды, с точки зрения Церкви, противоречили её учению. Здесь оказались религиозные труды Лютера и Кальвина, научные и литературные сочинения. Все эти книги строжайше воспрещалось читать, их жгли на кострах святой инквизиции вместе с авторами.
Для борьбы с Реформацией Католическая церковь стремилась усилить контроль над верующими и преобразовать собственные порядки. Распад империи Карла V ГабсбургаПопробуйте придумать разговор, который мог состояться в первых числах января 1556 года между императором Карлом V, объясняющим, почему он отрекается от престола, и императорским советником, который уговаривает его не делать этого. Сделайте вывод по проблеме. Реформационное движение разрушило замыслы Карла V Габсбурга о создании единой католической империи. Он объявил войну протестантским учениям. Однако немецкие княжества Бранденбург, Брауншвейг, Гольштейн, Саксония, Пфальц, Вюртемберг и другие земли уже объявили о своей верности лютеранству. Борьба императора с ними привела к тому, что всю Германию охватили религиозные войны между католическими и протестантскими князьями. Карл V ввёл в Германию войска из своих испанских и итальянских владений. Протестантские князья были разгромлены, а некоторые из них оказались в тюремных подвалах императора. Указ Карла V воспрещал «печатать, писать, иметь, хранить, продавать, покупать все печатные или рукописные сочинения Мартина Лютера». Однако теперь уже католические германские князья были недовольны усилением императорской власти. Протестанты смогли вновь поднять восстания и изгнать католические войска из своих земель. В конце концов в городе Аугсбурге в 1555 году собрался имперский рейхстаг. По условиям Аугсбургского мира в каждом немецком княжестве устанавливалась такая вера, которую исповедовал его князь. Теперь в Германии появились религиозные границы: юг и частично запад остались католическими, север и восток стали протестантскими. После крушения своих планов Карл V постепенно отошёл от государственной деятельности. Его начали терзать болезни: придворные часто видели, как император впадает в уныние. 16 января 1556 года Карл V отказался от всех своих владений. Испанскую корону, а вместе с ней земли в Италии, Нидерландах и в колониях он завещал своему сыну Филиппу II (1556-1598), который стал родоначальником династии испанских Габсбургов. Австрийскую же державу (а значит, и право претендовать на императорскую корону Священной Римской империи) Карл передал своему брату Фердинанду I (1556-1564), который до этого управлял Австрией от имени Карла V. Фердинанд стал родоначальником династии австрийских Габсбургов.
Религиозный раскол Германии привёл к распаду империи Карла V. Раскол Европы на католиков и протестантовС помощью конкретных фактов докажи, что христианская Европа в XVI веке делилась на три части. Попробуй оценить действия Филиппа II и Григория XIII с двух разных позиций: испанского инквизитора-иезуита и нидерландского купца-кальвиниста. Сделай вывод по проблеме. Опорой Контрреформации стал испанский Габсбург Филипп II. Тщедушный и с рождения слабый здоровьем, он унаследовал от отца веру в то, что на его долю выпала особая миссия — сохранить величие Испании и не дать протестантизму распространиться по Европе. Он всячески поддерживал орден иезуитов и инквизицию, которая в Испании действовала особенно жестоко.
Филипп II не пощадил даже Нидерланды - наиболее ценное из своих владений. Они давали казне в 4 раза больше доходов, чем американские колонии. Жители вольнолюбивых нидерландских городов привыкли свободно общаться с верующими разных религий. Филипп II, мечтавший восстановить господство Католической церкви, ввёл в Нидерландах инквизицию. Он заявлял: «Если бы мой сын был еретиком, я сам сложил бы костёр, чтобы сжечь его».
|
|
|