Главная >> История Нового времени. 7 класс. Данилов

Глава 1. Эпоха открытий и перемен (Европа. Конец XV — середина XVII века)

§ 5. Контрреформация и новая карта Европы

    Постановка проблему урока

    Из письма Игнатия Лойолы Карлу V Габсбургу

«Для борьбы со злом, распространившимся и свирепствующим в Германии, следует прежде всего отдать предпочтение такому средству, как университеты, которые служат примером религиозной жизни и целостности католического учения и приводят учащихся к добру...».

Судя по этому источнику, какими средствами основатель ордена иезуитов призывал осуществлять Контрреформацию?

    Из предписаний папы римского Павла IV святой инквизиции по поводу отношения к протестантам

«.не прибегать ни в коем случае к мягкости, не испытывать колебаний, если надо поразить для примера самых крупных вельмож».

Судя по этому источнику, какими должны были быть главные методы Контрреформации? Сравни два вывода и сформулируй проблемный вопрос (авторский вариант — с. 303.)

    Повторение необходимых знаний

• Объясни значение понятий: религия и Церковь, католицизм и православие, протестантизм, лютеранство, кальвинизм, англиканство, Священная Римская империя.
• Что такое Реформация: когда, где и кем она осуществлялась? (§ 4) Кто такой Карл V Габсбург, каковы были его политические мечты? (Введение)

    Решение проблемы

Контрреформация - ответ католиков

На основе текста (не забудь продуктивное чтение — см. с. 18)) сравни цели и средства руководителей Контрреформации: какие из них ты можешь осудить, а какие оправдать с позиции человека XXI века? С позиции верующего католика XVI века? Сделай вывод о методах Контрреформации.

В 1520-1560 годах волна Реформации захлестнула Европу. Из Швейцарии учение Кальвина проникло во Францию, где кальвинистов называли гугенотами (от нем. Eigenosse — «союзник»). По душе пришлось это учение и жителям торговоремесленных городов Нидерландов. Учение Лютера активно распространялось в австрийских и венгерских землях, на территории Польши и Литвы и даже в немецких духовно-рыцарских орденах Прибалтики. В 1525 году магистр Тевтонского ордена объявил, что орден становится светским государством — Прусским герцогством. Рыцари освобождались от монашеских обетов, а магистр провозглашался герцогом, независимым от Папы Римского. В Ливонском ордене рядовые рыцари, надеясь отобрать земли у епископов и начальников ордена, к середине XVI века объявили себя лютеранами и обратили в новую веру своих крепостных крестьян. Само же орденское государство было уничтожено, и его владения поделили между собой соседние страны.

Протестантская вера проникла и в Скандинавию. Здесь как раз накануне Реформации шведские крестьяне, горожане и рыцари восстали против власти датских королей. Вождём был избран человек по имени Густав Ваза, происходивший из знатного шведского рода. После освобождения в 1523 году столицы Швеции Стокгольма собрание шведских сословий избрало его королём (1523—1560). В обоих разделившихся государствах — Датско-Норвежском и Шведском — короли, желая усилить свою власть, решили воспользоваться начавшейся Реформацией. Среди учеников Лютера в Виттенбергском университете были и датчане, и шведы. Когда они вернулись в родные страны, при содействии королей быстро перевели Библию на шведский и датский языки. В 1527 году в Швеции, а в 1536 году — в Дании лютеранство объявили государственной религией, хотя окончательно оно утвердилось только к концу XVI века.

    Густав I Ваза — король Швеции

Наблюдая, как рушится единство Римской церкви, многие истинно верующие католики стремились любой ценой остановить Реформацию. Одним из них стал испанский рыцарь Игнатий Лойола (1491—1556). Ему пришла мысль создать новый религиозный орден, члены которого должны жить среди обычных людей, дабы обращать их в истинную веру. Однако полная безграмотность Лойолы в религиозных вопросах сильно мешала ему в достижении поставленной цели. Прошло много лет, прежде чем его мечте суждено было осуществиться. Найдя единомышленников, Лойола обратился за разрешением на создание нового ордена к Папе Римскому. В 1540 году Папа Павел III утверждает орден иезуитов — «Общество Иисуса».

Игнатий Лойола

Иньиго (Игнатий) был тринадцатым ребёнком в семье испанского рыцаря. Родители сочли ненужным обременять себя лишней обузой, и мальчик был отдан на воспитание своему крёстному, королевскому казначею. По прошествии нескольких лет Иньиго оказался пажом в свите короля. За годы, проведённые при дворе, молодой человек стал страстным поклонником женщин, вина, военной славы; причём чтобы заслужить эту славу, он был готов жертвовать всем. В одном из сражений, происходивших в горах, упавший обломок скалы раздробил Игнатию левую ногу, а в правую он был ранен шальным выстрелом. Во время лечения лежащего в бреду Игнатия посетили видения: ему якобы явился апостол Пётр и пообещал вылечить храброго воина. Придя в себя, но не имея сил подняться, Игнатий потребовал от родных, чтобы ему принесли рыцарские романы. Однако вместо его любимого чтения мать дала сыну рассказы о земной жизни святых. Оставаясь прикованным к постели, Лойола зачитывался этими книгами. Вскоре он решил оставить военное ремесло и совершать подвиги во имя Господа и Пресвятой Девы Марии.

Продолжение >>>

 

 

???????@Mail.ru