|
|
|
Глава 1. Особенности западной цивилизации XIX века
§ 1. Наука превращает природу в мастерскую (продолжение)С каждым научным открытием «здание природы» становилось всё более понятным для человека. Новые достижения науки обсуждались на заседаниях научных обществ и в студенческих аудиториях, в академических журналах и обычных газетах. Популярность научных знаний привела к тому, что во многих западных странах в течение XIX века было введено всеобщее начальное образование. Сидя за партами в школах, молодые люди из богатых и бедных семей не только учились читать и писать, но и изучали основы физики и химии, географии и истории.
Многие теперь могли поступить в средние и высшие учебные заведения. Каждый год из стен европейских и американских университетов выходили молодые инженеры и естествоиспытатели, врачи и учителя. Лозунгом рационалистического мышления стало известное выражение французского математика XVII века Рене Декарта: «Я мыслю, значит, я существую!» Теперь многие считали науку способной дать ответы на любые вопросы и заменить человеку и веру в Бога, и восхищение искусством. Вместо религиозного трепета перед непостижимостью законов природы возникало желание использовать их на пользу человеку. Эту мысль целого поколения высказал герой романа русского писателя И.С. Тургенева «Отцы и дети», заявив, что «природа — это не храм, а мастерская». Открытия XIX века обогатили научную картину мира знаниями и заставили общество отказаться от многих средневековых, поддерживаемых религией представлений. Промышленный переворот делает XIX век эпохой пара и сталиСообща определите, какие положительные и отрицательные последствия для людей могли иметь изобретения, основанные на технологии «пара и стали». Сделайте вывод по проблеме «XIX век — век "пара, стали и электричества"». С начала промышленного переворота в Англии (вторая половина XVIII века) те предприниматели, которые быстрее применяли в производстве новые достижения науки и техники, побеждали в конкурентной борьбе. На смену мануфактурам пришли ткацкие фабрики, оснащённые механическими прялками, механическими ткацкими станками, паровыми машинами конструкции Уатта. Вместо древесного угля в топках паровых котлов и в металлургических домнах стали сжигать каменный уголь. От добычи этого полезного ископаемого теперь зависели и металлургические заводы, и ткацкие фабрики.
В первой половине XIX века промышленный переворот постепенно охватывал все европейские страны и США, и главной проблемой предпринимателей стала быстрая доставка угля, железа, тканей от производителя к покупателю. Для старых добрых повозок, запряжённых лошадьми, строили удобные шоссе — дороги с покрытием из гравия и системой отвода дождевой воды. Однако самым дешёвым транспортом оставались речные и морские суда. Чтобы они могли подойти как можно ближе к угольным шахтам, заводам и фабрикам, между судоходными реками прокапывали глубокие каналы. Целая их сеть покрыла промышленные районы Европы и США. Однако сильные речные течения часто мешали быстро доставить груз в место назначения. В 1807 году жители берегов реки Гудзон с удивлением наблюдали, как против течения движется судно с высокой дымящей трубой и огромными вращающимися колесами по правому и левому борту. Это было первое в мире судно с паровым двигателем — пароход «Клермон», созданный американским инженером Фултоном. Через несколько лет между крупными городами США и Европы уже совершались регулярные пароходные рейсы. В 1820-х годах вместо бортовых колёс под кормой пароходов начали ставить гребной винт. Суда стали быстроходнее, но по-прежнему уступали в скорости лёгким парусникам, а в грузоподъёмности — парусным транспортам. По схеме на с. 32 назовите использовавшиеся источники энергии и освещения; технику в промышленности и сельском хозяйстве; средства передвижения, передачи и хранения информации. В программе презентаций сделайте анимационный аналог схемы. Собратьями пароходов на суше стали паровозы. Уже много столетий на европейских шахтах использовали рельсовые дороги, по которым лошадям легче было тащить вагонетки с рудой. В 1814 году англичанин, инспектор угольной шахты Джордж Стефенсон построил первую колёсную машину с паровым двигателем — паровоз. В 1825 году начала действовать первая железная дорога, по которой паровоз Стефенсона «Локомоушн № 1» перевозил уголь от шахт к заводам со скоростью 12 км/ч. В 1830 году новый паровоз Стефенсона «Ракета» впервые перевёз вагоны с пассажирами из Ливерпуля в Манчестер со скоростью около 40 км/ч. В 1830—1840-е годы железные дороги появились в ведущих западных странах. Обеспечивая промышленность углём и металлом, железные дороги сами потребляли то и другое, заставляя строить новые угольные шахты и металлургические заводы.
Возникла целая отрасль промышленности — машиностроение. Были механизированы фрезерные, токарные, сверлильные станки, а в 1839 году английский инженер Джеймс Нэсмит изобрёл паровой молот, позволивший штамповать стандартные детали машин. Однако паровозы, колёса, рельсы изготавливались из дешёвого, но хрупкого сорта железа — чугуна. Рельсы и колёса часто лопались, паровые котлы взрывались. Конечно, людям с древности был известен и другой сорт железа — гибкая и прочная сталь, но получать её умели только длительной перековкой и закаливанием, удаляя из железа примесь углерода. В 1850-х годах английский предприниматель Генри Бессемер нашёл способ получать сталь из расплавленного чугуна в специальном вращающемся сосуде (конвертере), через который продувается воздух, и углерод постепенно выгорает. В 1860-х годах французский инженер Пьер Мартен изобрёл особую печь, в которой чугун переплавляется с железным ломом, освобождается от углерода и также превращается в сталь. Конвертерный способ и мартеновская печь стали основными технологиями металлургической промышленности.
Дешёвая сталь позволила решить многие проблемы в технике. Немецкий предприниматель Альфред Крупп с середины XIX века наладил выпуск стальных рельсов и паровозных колёс, благодаря чему скорость и надёжность паровозов резко возросли. Во второй половине XIX века железные дороги протяжённостью в тысячи километров густой сетью опутали все промышленно развитые страны. Увеличилась мощность паровых двигателей, оснащённых стальными котлами. Это позволило строить гигантские пароходы, развивавшие невиданную для парусника скорость в 50 км/ч, да к тому же имевшие прочные стальные корпуса. В середине века французский писатель Жюль Верн опубликовал роман, герой которого, поспорив со своими друзьями, совершает кругосветное путешествие всего за 80 дней! Не случайно люди XIX века говорили, что железные дороги и пароходы «съели пространство».
|
|
|