Главная >> История Нового времени. 8 класс. Данилов

Глава 1. Особенности западной цивилизации XIX века

§ 1. Наука превращает природу в мастерскую (окончание)

Был освоен и новый, невиданный способ передвижения — воздухоплавание. Воздушные шары поднимались в небо с конца XVIII века, но управлять ими было невозможно до тех пор, пока в 1852 году французский механик Анри Жиффар не собрал первый в мире дирижабль. Это был сигарообразный, наполненный газом баллон длиной 44 м, к которому подвешивалась гондола с маленьким паровым двигателем, вращавшим винт-пропеллер. Воздухоплаватель поднял дирижабль на высоту 1800 м, пролетел некоторое расстояние и совершил посадку в выбранном месте. Вскоре с помощью дирижаблей стали доставлять почту, вести военную разведку, составлять карты.

    Станция аэростатов Парижа

Техника в жизни людей 1850-1880-х годов

Сравните схемы на с. 36 и 32: какие новые технологии и технику стали использовать люди в промышленности, сельском хозяйстве, для передвижения, передачи и хранения информации? В программе презентаций сделайте анимационный аналог схемы.

Хрустальный дворец

Стремясь похвастаться своими техническими достижениями, правительства разных стран начали проводить Всемирные выставки. В 1880-х годах в Париже под руководством инженера Александра Эйфеля был сооружён парадный вход на выставку — Эйфелева башня. Решётчатые конструкции из стальных балок устремлялись в небо над французской столицей на высоту вдвое большую, чем пирамиды Хеопса. Механические лифты позволяли любому желающему подняться наверх и с высоты 300 метров ощутить мощь «века пара и стали».

Промышленный переворот сделал XIX век временем стремительного технического прогресса.

Сообща определите, какие положительные и отрицательные последствия для людей могли иметь изобретения, основанные на применении электричества. В программе презентаций сделайте анимационный аналог схемы (с. 36).

В течение XIX века люди нашли практическое применение и такому загадочному явлению, необъяснимому в рамках механической картины мира, как электричество. Со времен Древней Греции было известно, что янтарь (по-гречески «электрон»), если его потереть, будет притягивать пылинки и пух. Люди долго развлекались, получая таким образом разряды электрических искр. Только в 1799 году итальянец Алессандро Вольта собрал первый искусственный источник электричества. Это были пластины из меди и цинка, между которыми прокладывалась ткань, пропитанная кислотой. В результате химических реакций между пластинами возникал электрический ток. Так была создана первая электробатарея.

    Вольта объясняет первому консулу Бонапарту принцип «электрического столба»

Впоследствии француз Андре Ампер и немец Георг Ом описали законы, которые определяют движение электрического тока по проводам. Это позволило в 1832 году русскому учёному Павлу Шиллингу собрать первый телеграф - два аппарата, соединённые проводом в одну электрическую цепь. Когда в одном аппарате цепь замыкалась ключом, то на другом конце провода можно было зафиксировать короткий или длинный электрический сигнал. Американец Самуэль Морзе в 1837 году усовершенствовал телеграфный аппарат и создал особую азбуку, где короткими (точка) и длинными (тире) сигналами можно было передать любую букву. В короткий срок телеграфные линии протянулись между крупными городами США, а потом и между городами Европы. Важнейшие новости о смене правительств, начале войны, крупных торговых сделках передавались из города в город за 1 минуту!

    Телеграфный аппарат С. Морзе

В 1830-х годах директор лаборатории английского Королевского института Майкл Фарадей заметил, что при движении магнитного сердечника внутри проволочной катушки в её обмотке возникает электрический ток. Оказывается, известные уже много столетий явления - магнитное притяжение и электричество — имеют общее происхождение! Так было открыто существование электромагнитного поля — особой формы материи, свойства которой обусловлены электромагнитными взаимодействиями. На основании этого открытия в 1870-х годах был создан новый источник электроэнергии — динамо-машина (генератор электрического тока). Таким образом, можно было получать электричество без всяких батарей, вращая специальное устройство внутри магнитного поля.

    М. Фарадей читает лекцию в английском Королевском институте

Возможности электричества позволили Александру Беллу — шотландскому филологу, преподавателю музыки, а также учителю в школе для глухонемых, — в 1876 году изобрести телефон. В отличие от телеграфа аппарат Белла мог передавать электрические сигналы не только разной длительности, но и разной силы тока в соответствии с разной высотой звуков человеческой речи. На демонстрации этого изобретения английская королева и её родственники читали друг другу стихи по телефону и пели. В 1880-х годах телефонные станции стали появляться в крупных городах Европы и Америки.

    А. Белл во время телефонного разговора Нью-Йорк-Чикаго

В те годы многих занимала проблема использования электричества для освещения. В частности, русские ученые Павел Яблочков и Александр Лодыгин изобрели первые электролампы. Использовав и доработав достижения своих предшественников, американский изобретатель Томас Эдисон сумел создать систему электрического освещения. Она состояла из ламп с откачанным воздухом, генератора тока, трансформатора тока, выключателей и проводов, обмотанных изоляционной лентой. 1 января 1880 года в присутствии журналистов и бизнесменов с помощью электрических ламп были освещены несколько домов и улиц рядом с лабораторией изобретателя. Вскоре электроосвещение появилось во многих городах. С каждым новым изобретением люди всё больше верили в то, что прогресс (улучшение) техники способен привести человечество к счастливой, беззаботной жизни.

Лампа Эдисона

    Формулирование вывода и сравнение его с авторским

Открытия и изобретения XIX века способствовали закреплению таких черт западной цивилизации, как рационализм, светская научная картина мира, вера в технический прогресс, стремление приспособить природу к своим нуждам.

Ключевые слова: научная картина мира, технический прогресс, Ч. Дарвин, Д. Менделеев.

    Применение знаний

Работая в паре, попробуйте описать спор между людьми XIX века - сторонником и противником научного прогресса.
В текстовом редакторе (или в тетради) начните заполнять таблицу «Новая техника и технология 1800-1880-х годов».

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru