Главная >> История Нового времени. 8 класс. Данилов

Глава 4. Мир за пределами Запада 1800—1880-е гг.

§ 15. Исламский Восток: борьба с колонизаторами (продолжение)

Однако все эти действия не распространились на христианские области. В Боснии, Герцеговине, Болгарии турецкие наместники продолжали увеличивать налоги, чтобы расплатиться по государственным долгам. Вспыхнувшее восстание балканских славян и последовавшая за ним Русско-турецкая война 1877—1878 годов закончились поражением Турции и потерей большей части турецких владений на Балканах. Исламское духовенство и турки — сторонники традиций объясняли это поражение отказом правительства от мусульманских основ устройства общества. Уже в 1877 году Мидхат-паша был отстранён от должности, арестован, а позже убит по приказу султана. В 1878 году султан распустил парламент. Началось самостоятельное правление султана Абдул-Хамида II, которое сами турки называли зулюм (в переводе — «гнёт, насилие»). Газеты и светские школы были поставлены под строгий контроль мусульманского духовенства. Вооружённые отряды устраивали погромы в домах христиан и мусульман — сторонников европейского пути развития.

Вскоре Турция объявила о своей неспособности расплатиться с долгами, и в 1881 году было создано Управление оттоманского долга, состоявшее из представителей Англии, Франции, Германии, Италии и Австро-Венгрии. В счёт уплаты долга они получали право контролировать государственную казну Турции, собирать в свою пользу часть налогов, разрабатывать полезные ископаемые страны.

Несмотря на попытки правящих кругов направить страну на путь модернизации, всё более усиливалась зависимость Турции от ведущих западных держав.

Арабский Восток: между турками и европейцами

Попробуйте описать спор между египетским офицером - сторонником реформ Мухаммеда-Али и арабским торговцем - сторонником учения ваххабизма. Определите и объясните ваше собственное отношение к этим двум позициям. Сделайте вывод о характере отношений Запада и исламского мира.

Формально почти вся Северная Африка входила в Османскую империю. Однако реально в Алжире, Тунисе, Египте правили местные эмиры, которых турецкий султан утверждал как своих вассалов-наместников, выплачивающих дань. В 1830—1850-х годах Франция захватила и объявила своим «заморским департаментом» Алжир, откуда постепенно расширяла свои владения на юг, запад и восток.

Особое место среди арабских стран занимал Египет. Необыкновенно плодородные земли долины Нила, прохождение по территории этой страны многих торговых путей создавали благоприятные условия для развития экономики. Уже к началу XIX века часть помещичьих хозяйств ориентировалась на продажу хлопка, сахара, риса, пшеницы в Европу; при этом земля обрабатывалась не только зависимыми крестьянами, но и вольнонаёмными батраками. Египетские купцы нанимали тысячи рабочих и заводили собственные мануфактуры по производству масла, сахара, хлопковых тканей.

С конца XVIII века в Египте утвердился новый наместник турецкого султана — паша Мухаммед-Али (1798—1849). Он поставил перед собой цель сделать страну независимым от Османской империи государством. Мухаммед-Али освободил египетских крестьян от поборов в пользу помещиков и обязал их платить только государственные налоги. Торговцы должны были все наиболее ценные товары продавать иностранцам не напрямую, а только через государство. Увеличив таким образом свою казну, Мухаммед-Али начал проводить государственные реформы. По европейскому образцу были созданы министерства (военное, морское, торговли), провинциями вместо земельных аристократов стали управлять назначенные из столицы чиновники, вместо ополчения землевладельцев была набрана регулярная армия. Специально построенные государственные заводы, на которые принудительно согнали рабочих, обеспечивали армию современными пушками, ружьями, порохом. Вчерашних арабских крестьян и ремесленников, взятых в солдаты, обучали европейские офицеры. Многих своих приближённых Мухаммед-Али отправил учиться военному делу в Европу. В самом Египте появились первая типография и первая газета на арабском языке.

Избиение мамлюков

Почувствовав свою силу, Мухаммед-Али в 1830—1840-х годах дважды пытался освободиться от турецкой зависимости, а заодно и от необходимости соблюдать турецкие договоры с европейскими державами о 5%-ной пошлине и свободе торговли. Турецкая армия и флот дважды были разгромлены египтянами. Однако каждый раз на помощь Османской империи приходили эскадры и десанты Англии, России и Франции, которые не хотели усиления Египта. В итоге к середине XIX века наследники Мухаммеда-Али фактически уже не зависели от Турции, но по требованию европейских держав должны были сократить свою армию, разрушить корабельные верфи и признать договоры о 5%-ной пошлине и свободе торговли европейцев в Египте.

Во второй половине XIX века правительство страны возобновило строительство собственных фабрик, начало прокладывать первые железные дороги. В 1869 году французские фирмы прорыли Суэцкий канал, соединивший Средиземное море с Красным. Теперь не нужно было плыть из Европы в Индию вокруг Африки — путь сокращался в несколько раз! Владельцем большинства акций Суэцкого канала было египетское правительство, однако у него не хватало денег на оплату работы фирм-строителей, и приходилось брать огромные кредиты у европейских банкиров и государств. С каждым годом государственный долг рос, и на оплату его процентов приходилось отдавать значительную часть доходов страны. В результате во второй половине 1870-х годов Англия заставила египетское правительство продать акции Суэцкого канала, и английские и французские чиновники получили право контролировать государственную казну Египта. Когда же возмущённые египетские офицеры, буржуазия, интеллигенция попытались созвать парламент и изгнать иностранцев, Англия и Франция в 1882 году совместно оккупировали Египет, разгромили египетскую армию и заставили новое правительство полностью подчиниться своей воле.

В аравийской пустыне - время молитвы

Другой путь развития исламского мира избрала Аравия, которую считают колыбелью мусульманской культуры. В глубинах этого полуострова, как и тысячу лет назад, во времена пророка Мухаммеда, основой хозяйства оставалось кочевое скотоводство. Еще в середине XVIII века в Аравии зародилось мусульманское вероучение, названное по имени его основателя Мухаммеда ибн-аль-Ваххаба ваххабизмом. Сторонники этого учения отказывались признавать турецких султанов халифами, так как те своими «испорченными нравами», жадностью и сотрудничеством с «неверными» осквернили чистоту ислама. Ваххабиты призывали вернуться к изначальной идее ислама о равенстве и братстве всех мусульман, принявших веру в истинного Бога — Аллаха; они собирались восстановить истинный халифат — империю всех мусульман и вести за это беспощадный джихад — священную войну с «неверными». Последовавшие этому учению вожди одного арабского племени из династии Сауд к началу XIX века сумели объединить все племена, населявшие аравийскую пустыню, и попытались распространить учение ваххабизма на другие арабские страны. Войска ваххабитов были разгромлены правителем Египта Мухаммедом-Али, но среди простых тружеников — земледельцев, ремесленников — проповедь равенства и борьбы с «неверными» нашла горячий отклик. Под ваххабистским знаменем возрождения ислама поднимались восстания против европейских торговцев и покровительствующих им государственных властей. Так, в странах Ближнего Востока стала распространяться идеология исламского фундаментализма — отрицание ценностей западной цивилизации, западного пути модернизации, стремление перестроить жизнь в условиях капиталистической экономики и индустриализации по строгим традициям раннего ислама.

На Ближнем Востоке столкнулись идеи модернизации мусульманских стран и идеи исламского фундаментализма.

<<< К началу      Окончание >>>

 

 

???????@Mail.ru