|
|
|
Глава 4. Мир за пределами Запада 1800—1880-е гг.
§ 15. Исламский Восток: борьба с колонизаторами
Постановка проблемы урока
Повторение необходимых знаний • Объясните значение слов: исламская цивилизация, ислам, мусульмане.
Решение проблемы Османская империя: между Европой и АзиейПо каким причинам, на ваш взгляд, правителям Турции не удалось в XIX веке осуществить модернизацию по западному пути? Сделайте вывод о характере отношений Запада и исламского мира. К началу XIX века турецкий султан по-прежнему считался халифом, то есть духовным главой всех мусульман-суннитов. Однако от былого военного величия османов оставались лишь воспоминания. Некогда грозные янычары превратились в замкнутое военное сословие, которое неоднократно устраивало военные перевороты, меняя неугодных султанов. Основную массу войска составляло ополчение служилых землевладельцев-помещиков, вооруженных по собственному усмотрению и не прошедших военного обучения.
Неудивительно, что европейские армии, прежде всего русская, неоднократно громили турецкие войска. В 1810—1850-х годах на Балканах образовались независимые, или автономные, от турок государства — Сербия, Черногория, Греция, Румыния. Лишь противоречия между европейскими державами, известные как «восточный вопрос», предотвращали полный распад и раздел Османской империи. Понимая, что империя стоит на грани краха, султан Махмуд II ещё в 1820—1830-х годах решил провести реформы. Были созданы несколько новых регулярных полков, которые в 1826 году, воспользовавшись очередным мятежом янычар, полностью истребили это сословие. В 1830-х годах была провозглашена частная собственность на землю, учреждались министерства, главы провинций - паши — получали денежное жалованье вместо права собирать в свою пользу налоги. Открывались светские школы, появились военное и медицинское училища, стала издаваться первая газета на турецком языке. Сыновья из знатных семей были отправлены учиться военному делу в Европу.
При преемнике Махмуда султане Абдул-Меджиде реформы были продолжены и получили в 1839 году особое название «танзимат» (танзимат-и-хайрийе — в переводе означает «благодетельные реформы»). Султан даровал всем своим подданным неприкосновенность личности и имущества, свободу вероисповедания. Христианам были обещаны равные с мусульманами права. Приверженцы разных конфессий получили право избирать своих представителей в меджлисы — совещательные собрания при наместниках провинций. Однако значительная часть мусульманского духовенства, турецких крестьян и помещиков отказывались принять перестройку жизни по западному образцу. В 1845 году султан издал ещё один указ, в котором говорилось о срыве реформ из-за невежества подданных. Положение ухудшало и то, что торговые договоры, заключённые с европейскими странами ещё до XIX века, становились всё более невыгодными для Турции. По этим договорам европейские товары облагались маленькой пошлиной — всего 5% их цены, и при этом европейские купцы могли свободно разъезжать и торговать по всей территории империи. В результате разворачивающегося в Европе промышленного переворота дешёвые фабричные товары из Англии и Франции вытесняли с рынка товары турецких мастеров. Упадок ремесла и торговли приводил к недобору налогов в султанскую казну. Для содержания армии и чиновников турецкое правительство брало деньги в долг у европейских банкиров и государств, но через некоторое время выплаты процентов по этим долгам стали причиной нового разорения. Большую часть того, что удавалось вырастить турецкому земледельцу, приходилось отдавать сборщику налогов для покрытия государственного долга. Султаны периодически повышали налоги с земледельцев, что приводило к упадку сельского хозяйства.
В 1860-х годах часть высших чиновников, купцов, офицеров, не желая видеть Турцию европейской колонией, решили, что единственный способ сохранить независимость государства — это обеспечить его стремительное развитие по западному пути. Они создали тайную организацию «Новые османы» и организовали дворцовый переворот. Новый султан Абдул-Хамид 23 декабря 1876 года по требованию «новых османов» провозгласил конституцию. Был созван парламент, депутаты которого избирались самыми богатыми людьми империи, а лидер «Новых османов» Мидхат-паша возглавил правительство. Все подданные султана вне зависимости от веры получали равные права на владение имуществом, защиту в суде, свободу слова.
|
|
|