|
|
|
Глава 5. На пороге общечеловеческой цивилизации (рубеж XIX—XX вв.)
§ 19. Перемены на индустриальном Западе (продолжение)Не укладывающимся в механическую картину мира того времени было и явление теплоты. Тем не менее описанные ещё в середине XIX века законы термодинамики (особенности распространения тепла в пространстве) позволили нескольким изобретателям изготовить принципиально новый двигатель, в котором поршни приводились в движение не водяным паром, а сгорающим жидким топливом, — двигатель внутреннего сгорания. Законченный вид это изобретение получило в 1885 году, когда немецкие техники Готлиб Даймлер и Карл Бенц независимо друг от друга стали использовать в качестве топлива вырабатываемый из нефти лёгкий бензин. В 1897 году немецкий инженер Рудольф Дизель создал более неприхотливый двигатель, работавший на тяжёлом топливе из нефти — солярке. Двигатель внутреннего сгорания получил самое разнообразное применение. В том же 1885 году Даймлер и Бенц поставили свои двигатели на колёсные повозки и создали первые автомобили. Первоначально полиция запрещала испытывать их в городах, чтобы «не подвергать весь мир опасности». Однако после определённых доработок (изобретение коробки передач, резиновых надувных шин) автомобили стали необыкновенно популярны. Возникла новая отрасль производства — автомобилестроение. С 1906 года на полях США появились первые гусеничные тракторы с двигателями внутреннего сгорания. Эти же двигатели стали использовать на кораблях и железных дорогах, где появились соответственно теплоходы и тепловозы; их установили на дирижаблях, а в 1903 году после долгих попыток оторвать от земли аппарат тяжелее воздуха взлетел первый самолёт американцев братьев Уилбера и Орвилла Райт.
Все эти технические изобретения базировались на предшествующих научных открытиях. Однако и наука не стояла на месте. Объяснить явление электричества удалось, когда было открыто строение атомов. Оказалось, что они не являются неделимыми частицами, как следует из их названия, а сами состоят из ядра и электронов. Французские учёные супруги Кюри открыли явление радиоактивности — невидимого излучения ядер атомов некоторых веществ. Это привело учёных к мысли, что в случае разрушения ядра атома будет получен огромный выброс атомной энергии. Теперь кроме гравитационных взаимодействий были описаны ещё электронные и радиоактивные. Оказалось, что старые постулаты физики Ньютона, на которых была основана механическая картина мира, объясняли только часть законов природы. Переосмысление картины мира стали называть революцией в естествознании. Её составными элементами стали также теория относительности Альберта Эйнштейна, квантовая теория света, исследования в области генетики — механизмов наследственности живых организмов и т.д. На рубеже XIX—XX веков произошёл переворот в научных представлениях о мире и технике. Капиталистические монополии и массовое обществоКакое положительное и отрицательное значение для людей западной цивилизации могло иметь, на ваш взгляд, утверждение монополистического капитализма на рубеже XIX—XX веков? С момента возникновения капиталистической экономики её основным правилом была свободная конкуренция. Устанавливая цены на товары, предприниматели были вынуждены считаться не только с тем, сколько может заплатить покупатель, но и друг с другом. Однако собственники наиболее крупных предприятий давно мечтали избавиться от конкурентов и получать сверхприбыли.
В схеме выделите представителей разных классов капиталистической экономики. На ваш взгляд, насколько такая экономика может быть успешна? Какие конфликты возможны в такой экономике?
Технический прогресс предоставил такую возможность. Для покупки новой техники теперь не хватало капиталов не только отдельных предпринимателей, но и целых акционерных обществ. Взяв большие кредиты в банках, небольшие фирмы сильно рисковали. В итоге в ходе кризисов перепроизводства (начала 1890-х, 1900-х годов) многие мелкие предприятия беднели и разорялись. Крупные фирмы и банки скупали контрольные пакеты их акций, и со временем производство большей доли товара в какой-либо отрасли (нефтедобыче, металлургии и других) сосредоточивалось в руках одной компании, ставшей капиталистической монополией. Так на смену капитализму свободной конкуренции пришел монополистический капитализм. Формы монополистических объединений могли быть разными. В случае, когда фирмы договаривались только о том, сколько производить товара и по каким ценам его продавать, они вступали в картель. В другом случае они договаривались покупать сырьё и сбывать товар через единую общую контору — такое объединение предпринимателей называлось синдикатом. Высшей формой монополии был трест — полное объединение всех предприятий в одну компанию и выпуск акций единого акционерного общества. Для получения сверхприбыли монополия могла, к возмущению покупателей, резко увеличить цену на товары, не опасаясь конкурентов. На биржах монополисты скупали акции разных компаний, придерживали их в сейфах, добиваясь роста цен на эти акции, а потом сразу продавали их. От государства монополии получали крупные заказы на поставки техники, вооружений и т.п. В результате образования монополий бо́льшая часть финансов той или иной страны сосредоточивалась в руках нескольких держателей контрольных пакетов акций крупнейших банков и компаний. В США выделялись «нефтяные короли» Рокфеллеры и «стальные короли» Морганы, во Франции и Великобритании — банкиры Ротшильды, в Германии — сталелитейный магнат Крупп. Используя своё влияние в экономике каждой конкретной страны, эти капиталисты стремились определять направления развития государства, общества, научно-технического прогресса. Так, нефтяные монополии выделяли деньги на совершенствование двигателей внутреннего сгорания и помогали развитию «бензиномобилей» в ущерб «паромобилям» и «электромобилям». Монополии по добыче угля добивались запрета использовать электропоезда на железных дорогах. Для защиты своих интересов монополии издавали тысячи газет, влиявших на общественное мнение, продвигали «своих» депутатов в парламенты США, Англии, Франции, Германии, заводили тесные знакомства с высшими чиновниками, раздавали взятки. Верхний слой монополистической буржуазии получил название финансовой олигархии (в переводе с греческого «власть немногих»).
В некоторых отраслях ситуация сложилась так, что либо одна крупная монополия позволяла существовать рядом с собой нескольким маленьким фирмам, либо несколько монополий делили рынок между собой. Таким образом, конкуренция полностью не исчезала, но регулировалась соглашениями между капиталистами. Для увеличения прибыли монополии стремились производить товары, которые покупали бы массы людей из различных общественных слоёв: рабочие, фермеры, служащие государственных и частных контор, интеллигенция и т.д. Так возникло массовое производство. Одежду, обувь, консервы, бутылки и упаковки для продуктов, утюги, швейные машинки, автомобили стремились производить огромными партиями по одинаковым образцам. Для этого как нельзя более подходили автоматические станки. В 1914 году владелец автомобильного завода Генри Форд впервые применил конвейер. Все действия по сборке автомобиля были разбиты на простейшие операции, каждую из которых выполнял один рабочий, при этом все рабочие места были соединены движущейся лентой. Всего за 1,5 часа на ней возникал готовый автомобиль.
Организовав выпуск массовой продукции, монополисты заботились о её массовом потреблении. Для этого они активно использовали коммерческую рекламу в газетах, книгах, на афишах. Однако капиталисты по-прежнему мало задумывались над тем, сколько товаров смогут приобрести рядовые покупатели. Поэтому, как и раньше, мировую экономику в среднем раз в 10-15 лет сотрясали кризисы перепроизводства. В условиях монополистического капитализма они стали даже более глубокими. Если продукция одной монополии не находила сбыта, то производство закрывалось, и тысячи людей становились безработными. Это лишало их возможности покупать товары, которые производились другими монополиями. На рубеже XIX—XX веков развитие мировой экономики стали определять капиталистические монополии.
|
|
|