|
|
|
Глава 5. На пороге общечеловеческой цивилизации (рубеж XIX—XX вв.)
§ 19. Перемены на индустриальном Западе (окончание)Массовая и «высокая» культураКакое положительное и отрицательное значение для людей западной цивилизации могло иметь, на ваш взгляд, утверждение монополистического капитализма на рубеже XIX—XX веков?
Сделанные на рубеже веков открытия вызвали недоверие, казалось бы, к устоявшимся научным истинам. Многие философы вновь обратились к идеалам религии. В начале XX века немецкий психолог Зигмунд Фрейд открыл существование в человеческой психике подсознания — влечений, страхов, которые запечатлены в глубинах памяти, не осознаются человеком, но подталкивают его к неожиданным поступкам, которые он потом не может объяснить доводами разума, сознания. Вне зависимости от этого открытия всё большее число философов говорили о том, что не сознание и разум определяют сущность человека, а его душа. На смену рационалистическому «Мыслю — значит существую!» русский религиозный философ Владимир Соловьёв выдвинул другое определение бытия человека: «Стыжусь — значит существую!» В условиях массового производства и потребления, хищнических действий монополий многим казалось, что люди заняты только удовлетворением собственных материальных потребностей, а духовная сущность личности и её духовные потребности отступили на второй план. Реалистическое направление в искусстве, наиболее распространённое в это время, видело своё назначение в правдивом отображении действительности. Пытаясь показать самые неприглядные стороны человеческого бытия, многие представители искусства перешли на позиции натурализма — стиля, сложившегося в последней трети XIX века. Этот стиль развился во многом под влиянием тех научных открытий, которые были сделаны в области биологии. Авторы старались перенести закон естественного отбора и наследственности в сферу социальных отношений.
Наиболее ярким представителем этого направления стал французский писатель Эмиль Золя (1840—1902), стремившийся в своих произведениях воссоздать во всей его полноте и многомерности образ современной Франции, охватив жизнь различных слоев общества. Для описания героев и событий он применял «натуралистический метод». Золя в своих романах показывал, как одни, унаследовав от своих родителей жадность и деловую хватку, поднимаются по социальной лестнице, ни перед чем не останавливаясь, а другие, у которых в крови лень и страсть к бродяжничеству, опускаются на самое дно. Как отклик на философию натурализма в искусстве рождается новое направление — символизм, который ставит своей задачей докопаться до сущности явлений, проникнуть в тайную, непознанную разумом идею. Каждая из этих идей облачена в некий символ, который художник открывает для себя случайно, в момент творческого озарения. По мнению символистов, искусство должно возносить человека от гнетущей повседневности в мир грёз и фантазий и подводить к постижению вечных идеалов бытия. Зародившись в кругу французских поэтов, символизм стал стремительно распространяться на другие области искусства: живопись, театр, музыку и архитектуру. Такую популярность ему обеспечили питавшие его религия, мифология, народное творчество и история. Однако самым неиссякаемым источником для символизма стала сама природа.
Принципы символизма воплотились в новом стиле архитектуры и изобразительного искусства, получившем название модерн (в переводе с французского — «новейший», «современный»). Почти во всех странах модерн нашёл своих приверженцев. Само его название говорило о том, что нигде прежде не применялись такие приёмы и методы, которые использовали модернисты. Архитекторы этого периода брали на вооружение всё, что было создано человеком и природой: от мотивов готического стиля до листьев растений и раковин моллюсков. Именно поэтому архитектурные сооружения этого периода так несхожи между собой.
В области живописи в 80-х годах XIX века утверждается постимпрессионизм (от латинского post — «после») — течение, тесно связанное с импрессионизмом. Но, в отличие от своих предшественников, постимпрессионисты стремились запечатлеть не мгновение или сиюминутное настроение, а вечность. Сходным было отношение импрессионистов и постимпрессионистов к современному им буржуазному обществу. Импрессионисты противопоставляли своё искусство модной салонной живописи, а постимпрессионисты, пойдя ещё дальше, отрицали новый буржуазный образ жизни. Знаменитые живописцы Поль Гоген (1848—1903), Винсент Ван Гог (1853—1890), Поль Сезанн (1839—1906) порвали со своей средой и, несмотря на высокое социальное происхождение и открывавшиеся перед ними возможности, предпочли умереть в нищете, но до последнего вздоха сохраняя верность избранным принципам. Не найдя гармонии и упорядоченности в современном обществе, постимпрессионисты обратились к миру природы. Личность и внутренний мир отступали в их произведениях на второй план, а на первый выходила сама природа во всех её разнообразных проявлениях.
Однако значительной части общества было непонятно «высокое», элитарное творчество художников и писателей. Между тем растущее население городов испытывало всё большую потребность в культуре развлекательной, позволяющей отвлечься от бытовых забот. Результатом всеобщего образования стала 80—100%-ная грамотность в ведущих индустриальных державах. Новые типографские машины обеспечивали выпуск книг, газет, журналов, рассчитанных на массового читателя. На рубеже веков растёт популярность детективных, приключенческих и фантастических романов, циркового искусства. Всё это свидетельствовало о формировании на Западе массовой культуры. Особую популярность приобрело новомодное киноискусство. Актёров, игравших в кино, любили за весёлый нрав их персонажей, за то настроение, которое дарили зрителям мастера киноискусства. Самым выдающимся режиссёром и актёром того времени по праву считают Чарлза Спенсера Чаплина (1889—1977). Шляпа-котелок, маленькие усики, коротенький и узенький пиджачок, широкие брюки и огромные башмаки — вот экранный образ Чарли. Однако нелепые и подчас печальные жизненные ситуации, в которые попадает герой Чаплина, учили зрителя не сдаваться в самых сложных положениях и вселяли в него оптимизм. Формулирование вывода и сравнение его с авторским
Ключевые слова: ускорение научно-технического прогресса, перемены в научной картине мира, монополистический капитализм (монополии, финансовая олигархия), духовный кризис индустриального общества, модерн. Применение знаний Составьте критическое описание западного общества рубежа XIX—XX веков с позиций рабочего-социалиста и капиталиста-либерала. Обсудите, какие ценности западной цивилизации утверждались, а какие отрицались развитием экономики, общества и культуры на рубеже XIX—XX веков? Свое мнение подтвердите фактами.
|
|
|