Главная >> История Нового времени. 8 класс. Данилов

Глава 1. Особенности западной цивилизации XIX века

§ 2. Капитал определяет экономику (окончание)

Конфликт труда и капитала

Найдите в тексте справедливые и несправедливые, на ваш взгляд, общественные явления XIX века. Дайте общую оценку капиталистических отношений.

Демографический взрыв и рост городов в Европе разрушили вековые традиции осёдлого образа жизни. В поисках работы крестьянские парни бросали плуг и уходили в город на заработки. Если рядом не было промышленного города, люди поодиночке и целыми семьями переезжали в другие области, в другие страны, за океан - в Америку. На новом месте судьба могла сложиться по-разному. Кто-то опускался на дно общества — становился нищим, вором. Кто-то открывал своё дело. К примеру, знаменитый изобретатель Эдисон начинал как продавец газет. Потом он самостоятельно освоил профессию телеграфиста и сконструировал массу приспособлений, которые позволяли аппарату работать, даже когда Эдисон спал. Свои изобретения он поторопился запатентовать — то есть получить документ (патент), подтверждающий, что это его разработка. Теперь каждая фирма, пользуясь приспособлением Эдисона, должна была выплачивать ему вознаграждение. На полученные деньги он в 1870-х годах создал собственную фирму, делавшую «изобретения на заказ» и приносившую большой доход. О своём деле Эдисон говорил: «Единственное моё стремление — работать, не думая о расходах. Мне не нужны утехи богачей: лошади, яхты — на всё это у меня нет времени. Мне нужна мастерская».

    Переулок джина

Деньги постепенно стирали границы между сословиями. В городских ночлежках можно было встретить разорившихся потомков княжеских родов, а в роскошных особняках и банках — разбогатевших сыновей крестьян и ремесленников. Те, кто оставался в деревне, тоже приучались жить по-новому. В течение XIX века зажиточные европейские крестьяне, освобождаясь от феодальных повинностей и от обязательств перед крестьянской соседской общиной, становились частными фермерами.

Те, кто в ходе промышленного переворота не смог начать собственное дело и лишился частной собственности, составили основание пирамиды капиталистической экономики, быстрорастущий рабочий класс — пролетариат. Потомки разорившихся городских ремесленников и торговцев, перебравшиеся из деревни в город крестьяне, бывшие нищие — все, кто был лишён собственности на землю, орудия, здания, шли наниматься на работу к капиталистам. Стремясь победить конкурентов, те, естественно, хотели, чтобы рабочие трудились побольше, а получали поменьше.

Железо и уголь.

Детский труд в угольной шахте

Рабочий день начинался с восходом солнца, примерно в 6 утра, когда фабричный гудок разносился над промышленными окраинами. Из низеньких, грязных лачуг, наспех сколоченных бараков выходили рабочие и направлялись к фабрике. Около 12 часов дня наступал обеденный перерыв, и снова - работа у станка до 20-22 часов вечера. За день рабочий обычно получал несколько монет, которых хватало на оплату жилья для семьи и самую простую пищу: хлеб, кашу, иногда овощи. За опоздание, пьянство, грубость из заработка вычитали штраф. Причём некоторые хозяева, желая сэкономить, придирались к любому проступку. Часть капиталистов выдавали рабочим вместо денег талоны, на которые можно было купить продукты только в заводской лавке по ценам выше, чем на рынке. С 1820-х годов американские хозяева хлопкоткацких фабрик придумали нанимать не взрослых мужчин, а женщин и детей 10-14 лет (ведь особая сила на механических станках не нужна!). Поскольку женщинам и детям больше негде было найти работу, платить им можно было значительно меньше, чем мужчинам. Договор с хозяином не заключался, любого недовольного можно было в тот же день уволить.

Бастующие американские железнодорожники

Конфликт между капиталистами и рабочими обычно обострялся во время экономических кризисов. Среди рабочих в течение XIX века выделилась прослойка потомственных профессиональных пролетариев. Они уже не рассматривали свой труд на фабрике как временную, вынужденную работу и были готовы бороться за свои права. Договариваясь друг с другом, они совместно прекращали работу и объявляли забастовку, требуя повысить зарплату или отменить штрафы. В ответ на внедрение в производство новых машин, приводившее к увольнению ставших лишними рабочих, пролетарии в Англии организовывали отряды и, врываясь на фабрику, ломали новые станки. По мере развития рабочего движения появились требования сокращения рабочего дня, запрета детского труда, выплаты хозяевами пособий безработным и получившим увечье.

    Формулирование вывода и сравнение его с авторским

В XIX веке на Западе утвердились рыночные капиталистические отношения, основанные на частной собственности и стремлении к получению прибыли, свободной конкуренции и вольнонаёмном труде. С одной стороны, это ускоряло процесс модернизации — рост населения и городов, разрушение старых сословий и формирование новых классов. С другой стороны, это порождало конфликт между капиталистами и рабочими, кризисы перепроизводства.

Ключевые слова: капиталистическая экономика, кризис перепроизводства, буржуазия, средний класс, пролетариат.

    Применение знаний

Найдите текст (желательно исторический источник), описывающий тяжёлые условия жизни и труда рабочих одной из капиталистических фабрик XIX века. Поставьте себя на место сына (или дочери) преуспевающего капиталиста XIX века, который посетил фабрику своего отца и увидел, как живут рабочие. Будете ли вы испытывать угрызения совести? Свой ответ объясните.
Опишите различные впечатления от кризиса перепроизводства с точки зрения представителя крупной буржуазии и с точки зрения представителя среднего класса.
Сделайте презентацию «Значение капиталистических отношений для модернизации стран Запада».

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru