Главная >> История Нового времени. 8 класс. Данилов

Глава 1. Особенности западной цивилизации XIX века

§ 3. Спор о будущем обществе

    Постановка проблемы урока

Союзниками или соперниками являются в современном мире либералы, социалисты и консерваторы?

    Герберт Спенсер — английский философ, один из идеологов либерализма

«Никто не может быть совершенно свободным, пока не все свободны. Никто не может быть вполне нравственным, пока не все ещё нравственны. Никто не может быть вполне счастливым, пока не все ещё счастливы».

    Карл Маркс — основатель одного из вариантов социалистического учения — об одной из черт будущего идеального общества

«Свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех».

    По выступлениям Бенджамина Дизраэли — одного из лидеров Консервативной партии Англии

«Необходимо вернуться к старым добрым нравам; дворянство должно вспомнить о своих обязанностях перед простым народом, доведённым до крайности безродными новыми богачами, наглым, напористым и бесцеремонным капиталом, восстановить общественную гармонию, царившую в доброй, весёлой, старой Англии».

Есть ли расхождения в представлениях идеологов-консерваторов, либералов и социалистов XIX века о том, что в идеальном обществе у всех людей должна быть благополучная, достойная жизнь? Сравните со своим первым выводом и сформулируйте проблему (авторский вариант — с. 303.)

    Повторение необходимых знаний

Объясните значение слов: модернизация, капиталистические отношения, сословия, классы, буржуазия, пролетариат, монархия абсолютная, монархия конституционная, республика, революция, реформы, государство, собственность.
Какие научные открытия XIX века «перевернули» картину мира - какие проблемы в области культуры (отношение к науке, религии) это порождало? (§ 1)
Какие проблемы и конфликты в социально-экономической жизни породило развитие капиталистической экономики XIX века? (§ 2)
С каких идей началась и чем закончилась Великая французская революция? (Введение)

    Решение проблемы

Наследники идей Просвещения

Найдите в тексте описания справедливых и несправедливых, на ваш взгляд, общественно-экономических явлений XIX века. Дайте общую оценку капиталистических отношений.

Философы эпохи Просвещения верили, что стоит только освободить разум человека от предрассудков, как общество уверенно пойдёт по дороге прогресса к всеобщему счастью. Эта вера объединяла практически всех писателей, учёных, государственных деятелей Запада в XVIII веке. Однако XIX век нанёс существенный удар по этой вере. Разрушение средневековых сословий и общин оставляло людей один на один с капиталистической экономикой. Многие не выдерживали конкуренции и беднели. На улицах городов появились тысячи нищих, проституток и воров. Прогресс техники не только облегчал труд человека, но и превращал в безработных многих рабочих и крестьян. Символом Великой французской революции стало не только трёхцветное знамя свободы, но и окровавленная гильотина террора. Русский писатель Н.М. Карамзин горько воскликнул по этому поводу: «Век Просвещения! Чем ты закончился!»

Мыслители XIX века стали искать новые ответы на вечный вопрос: каким должно быть идеальное общество? Те, кто горько разочаровался в идеалах Просвещения, обратились к идее сохранения традиций каждой страны. Сложившиеся порядки не надо менять, говорили они, — это приводит к разрушению нравственности. Потеряв веру в Бога, государя, семью, человек превращается в зверя, способного только разрушать и сеять вокруг себя смерть. Задача общества - сохранять свои традиции. Поскольку по-латыни слово «сохраняю» звучит как «консерво», сторонников этого направления стали называть консерваторами. Их наиболее яркими представителями были французский дворянин-эмигрант Жозеф де Местр и русский дворянин, писатель и историк Николай Михайлович Карамзин.

Жозеф де Местр

Другие мыслители объясняли все общественные проблемы невниманием к главной ценности просветителей — свободе личности, незыблемости права каждого человека на «жизнь, свободу, собственность и стремление к счастью». Забвение этих прав и мешает людям идти путём прогресса к идеальному обществу. Слово «свободный» на латинском языке звучит как «либералис», и потому те, кто считал главной ценностью свободу личности, стали называться либералами. Среди основателей этого течения можно выделить английского философа Джона Стюарта Милля, французского учёного Бенжамена Констана. Последний, по его собственным словам, в течение 40 лет защищал один и тот же принцип — «свободу во всём: в религии, философии, в литературе, в промышленности, в политике...».

Однако часть мыслителей XIX века считали причиной всех общественных бед не отсутствие прав и свобод, а существование частной собственности. Именно она, по мнению этих мыслителей, заставляет людей в погоне за прибылью использовать любые грязные средства. Это приводит к забвению главной ценности — общественной справедливости и братства людей. От латинского слова «социалис» («общественный») те, для кого основой идеального общества является общественная справедливость, получили название социалистов. Для того чтобы воплотить свои идеи в жизнь, социалисты предлагали заменить частную собственность общественной, а эксплуатацию бедных богатыми - совместным трудом для общего блага.

Первые социалисты — французские мыслители Шарль Фурье и Анри Сен-Симон, английский предприниматель Роберт Оуэн полагали, что переход от «несправедливого капитализма» к справедливому обществу — социализму может произойти по добровольному соглашению людей.

Шарль Фурье

Считая эту веру наивной и неосуществимой, многие называли их социалистами-утопистами. Им противопоставляли научный коммунизм Карла Маркса и Фридриха Энгельса. По имени главного создателя этого социалистического учения его именуют марксизмом.

Карл Маркс и Фридрих Энгельс

Карл Маркс (1818-1883) родился в Западной Германии в семье адвоката — еврея, принявшего христианство. В гимназические годы Карл зачитывался французскими просветителями и в выпускном сочинении написал о том, что юноше надо выбрать профессию, «в рамках которой мы можем больше всего трудиться на благо человечества». В лучших университетах студент Маркс напряжённо изучает правоведение и философию, литературу и европейские языки. Наблюдая за забастовками и восстаниями рабочих, за гонениями прусского государства и церкви на вольнолюбивых бунтарей, он решает посвятить свою жизнь борьбе против «небесных и земных богов». Защитив докторскую диссертацию по философии, Маркс начинает писать статьи и политико-экономические сочинения. Он знакомится со многими социалистами из разных стран. Его другом и соратником становится журналист Фридрих Энгельс — сын текстильного фабриканта. Вместе они создают учение о революционном переходе к социализму. Рабочие, установив в государстве свою диктатуру, смогут отобрать у капиталистов фабрики, банки, земли, сделав их общей собственностью.

Однако не всех социалистов устраивала такая картина будущего. В спорах с марксистами сложилось ещё одно социалистическое направление — анархизм. Его основатели француз Пьер Жозеф Прудон (1809—1865) и русский дворянин Михаил Бакунин утверждали, что государство подавляет личность, мешает установлению в обществе подлинной справедливости. Следовательно, надо уничтожить не только частную собственность, но и бюрократическое государство.

Особое место среди общественных движений XIX века занимали националисты — люди, для которых главными были идеи единства и независимости своей нации, а иногда и её превосходства над другими. Каким при этом будет устройство нового общества, для националистов часто было второстепенным вопросом. Разные национальные движения, в зависимости от ситуации, могли принимать идеи либералов, социалистов или консерваторов.

В XIX веке единая идеология Просвещения распалась на несколько противоборствующих общественно-политических течений.

Продолжение >>>

 

 

???????@Mail.ru