Главная >> История Нового времени. 8 класс. Данилов

Глава 5. На пороге общечеловеческой цивилизации (рубеж XIX—XX вв.)

§ 21. Успехи модернизации в колониальном мире

    Постановка проблемы урока

    Из письма офицеров-младотурок

«Клянёмся, что будем бороться до последней капли крови за святую гражданскую свободу, во имя которой погибло немало наших граждан».

    Из воззвания китайского «Объединённого союза» Сунь Ятсена

«Нынешняя революция ставит перед собой целью учреждение республиканского правительства. Все граждане республики должны быть равными; все граждане должны принимать участие в политической власти. Президент избирается всеми гражданами. Парламент является народным органом, состоящим из депутатов, избранных всеми гражданами».

Судя по этим источникам, какое устройство государства считали наилучшим лидеры национальных движений начала XX века в странах Востока?

    Справочные сведения

Традиции исламской цивилизации таковы, что верховная власть в государстве мусульман принадлежит халифу - заместителю пророка, который передаёт свои полномочия по наследству. Конфуцианские традиции дальневосточной цивилизации таковы, что главой Поднебесной империи является «сын неба» — император, передающий свою власть по наследству. Все жители Поднебесной для него — «послушные дети», а он для них — «любящий отец».

Судя по этим сведениям, какое устройство государства на Востоке считалось наилучшим? Сравните два своих вывода: как стало изменяться отношение к традициям своих обществ на Востоке? Какой можно сформулировать вопрос? (Авторский вариант — с. 303.)

    Повторение необходимых знаний

• Объясните значение слов: капиталистические отношения, капиталистическая монополия, финансовая олигархия, колонии, колониальные империи.
• Когда и как Турция, Иран и Китай стали полуколониями западных держав? (§ 15, 17)

    Решение проблемы

Завершение колониального раздела мира

По карте на форзаце 2 определите, в каких регионах мира активно развернулась антиколониальная борьба на рубеже XIX-XX веков. Какими причинами можно объяснить ускоренный колониальный раздел мира и ускорение модернизации на рубеже XIX-XX веков? Сделайте вывод о судьбе традиций в обществах Востока.

Добыча нефти

Образование монополий снижало конкуренцию на внутренних рынках индустриальных держав. В то же время, однако, ожесточалась конкуренция между самими монополиями на внешних рынках — в странах Востока, Африки, Латинской Америки. Западные монополии торопились первыми организовать разработку месторождений нефти, угля, цветных металлов. Восток привлекал капиталистов ещё и тем, что рабочий класс там только начал формироваться и ещё не успел добиться высоких зарплат и сокращения рабочего дня. Низкая стоимость рабочей силы, близость источников сырья и рынков сбыта подталкивали западных монополистов вкладывать свои капиталы в строительство фабрик в странах Востока Это явление получило название вывоза капитала. При этом финансовые олигархи требовали от своих правительств закрытия доступа иностранным монополиям в колонии, принадлежащие их странам, чтобы ни с кем не делиться доходами. Одновременно на ещё не занятые земли ринулись новые колонизаторы.

Ф.-И. Мадеро, президент Мексики с 1911 по 1913 год

Одним из лакомых кусков стала Латинская Америка. Формально её государства были независимыми республиками, в них успешно осуществлялся промышленный переворот. Аргентина поставляла на мировой рынок зерно и мясо, Бразилия — кофе, Колумбия — нефть, страны Центральной Америки — фрукты. Однако развитие соответствующих производств было невозможно без участия капиталов крупных монополий Англии и США. В результате благосостояние латиноамериканских стран стало зависеть от того, когда и по каким ценам англичане и американцы будут закупать их продукцию. США даже называли эти страны «банановыми республиками». Выгоды от торговли в основном получала местная финансовая знать, а основная масса населения — наёмные рабочие и крестьянство — испытывала нужду. Чтобы предотвратить взрыв народного возмущения, во главе латиноамериканских государств часто вместо выборных президентов вставали военные диктаторы. Многие из них послушно выполняли волю хозяев — американских и английских монополий. Впервые покончить с подобной практикой экономической и политической зависимости попытались в Мексике, где в 1910—1917 годах произошла революция и была установлена демократическая республика.

Французские войска в Марокко. 1913 г.

Император независимой Эфиопии Хайле Селассие I

В Африке англичане поставили перед собой цель создать непрерывную полосу британских владений, протянувшуюся с севера до юга, и соединить их железной дорогой Каир—Кейптаун. Одновременно и французы стремились к аналогичной цели, но полоса их колониальных владений должна была простираться с запада на восток — от Атлантического до Индийского океана. В итоге французские и английские войска столкнулись на северо-востоке Африки, и владения двух держав удалось разграничить с большим трудом. Также продолжали движение от побережья в глубь материка немцы и итальянцы, пока их отряды не натыкались на свежепостроенные форты под английским или французским флагом. В результате к 1900 году границы колоний в Африке сомкнулись — материк был поделён между ведущими западными державами. Лишь на востоке королевство Эфиопия продолжало сопротивляться итальянским войскам, да на западе сохраняла независимость республика освобождённых американских рабов — Либерия.

Английский вице-король Индии лорд Джордж Керзон

Западная Азия — территория Османской империи — традиционно считалась сферой влияния Англии и Франции. Однако немецкие фирмы и германское правительство сумели убедить турок принять военную и экономическую помощь от Германии. В результате немцы, к возмущению англичан и французов, получили от правительства султана разрешение строить железную дорогу от Берлина к Багдаду через Стамбул. На территориях, примыкавших к этой дороге, наибольшим благоприятствованием пользовались немецкие капиталисты. В Центральной Азии с 1885 по 1907 год происходило расширение сфер влияния России и Англии. Они окончательно поделили между собой Среднюю Азию, Афганистан и Иран.

Продолжение >>>

 

 

???????@Mail.ru