Главная >> История Нового времени. 8 класс. Данилов

Глава 1. Особенности западной цивилизации XIX века

§ 3. Спор о будущем обществе (продолжение)

Консерваторы: зачем нужны традиции?

Используя текст параграфа и разделив работу между группами (например, по вопросам об идеальном обществе), заполните в тетради таблицу, чтобы понять, чем же отличаются друг от друга консерваторы, либералы и социалисты.

Европейские консерваторы считали, что общественные порядки в каждой стране складываются постепенно, в соответствии с её особенностями. Они проходят проверку временем, подтверждаются опытом и превращаются в традиции. Поэтому любые реформы, копирующие опыт других стран, а тем более революции несут угрозу существующему порядку, спокойствию граждан. Жозеф де Местр противопоставлял реформам «опыт» и «здравый смысл» и любил повторять, что «прежде чем создать законы для народа, надо создать народ для законов». Революция же, по словам Карамзина, доказала людям, что «гражданский порядок священен даже в самых местных или случайных своих недостатках... что все смелые теории ума... должны остаться в книгах».

Для большинства стран (за исключением конституционной Англии) в начале XIX века традиционными являлись абсолютные монархии, сословный строй, господство религиозного мировоззрения. Это, по мнению консерваторов, означает, что мир и порядок в государствах могут обеспечить только традиционные законные монархи, чья власть освящена Богом и обычаями предков. Искренняя вера в Бога даёт человеку нравственную основу жизни — позволяет отличить добро от зла, перебороть в самом себе зверя. Следовательно, именно традиционная для данной страны религия должна определять систему образования и воспитания новых поколений. Неудивительно, что Жозеф де Местр считал «огромным злом» просвещение и образование простонародья, так как знания разрушают привычный стиль жизни, порождают инакомыслие, позволяют рассуждать и размышлять о том, что не знакомо простым труженикам. Это «смущение умов» и приводит к беспорядкам.

При этом сословный строй, с точки зрения консерваторов, тоже часть незыблемого порядка. Деление общества по правам и обязанностям установлено свыше, так как в созданном Богом мире нет одинаковых людей. Раз силы и потребности людей не равны, каждый должен выполнять своё сословное предназначение, а за это может пользоваться правами своего сословия. Одним из таких прав является традиционная собственность представителя каждого сословия на землю, дом, результаты своего труда.

Вера в силу традиций подталкивала консерваторов к внимательному изучению истории своих стран. Великим памятником консервативного мышления стал многотомный труд Н.М. Карамзина «История государства Российского». Изложив современным литературным языком сотни страниц русских летописей, Карамзин доказывал, что россияне процветали и благоденствовали, когда свято соблюдали традиции самодержавного правления, и, наоборот, на страну обрушивались бедствия, когда люди отходили от этих традиций.

Консерваторы XIX века стремились сохранить в обществе традиционные основы монархии, религии, собственности.

Либералы: что даёт свобода?

Используя текст, заполните таблицу (см. пункт 2) и сделайте выводы: чем же отличаются друг от друга консерваторы, либералы и социалисты?

В отличие от консерваторов либералы считали, что большинство существующих традиций — сословное неравенство, монархические режимы — ограничивают свободу человека. Идеальное общество, с точки зрения либералов, должно обеспечивать каждому человеку равные стартовые условия в свободной рыночной экономике. Однако поскольку люди наделены разными способностями, то в конкурентной борьбе каждый сможет реализоваться по-разному: кто-то становится богаче другого.

Римский Папа Пий VII в Сикстинской Правосудие и Возмездие, преследующие капелле

Основой равных возможностей является полное равенство граждан в правах: это выбор профессии, выбор места жительства, равная защита в суде, свобода слова, свобода торговли и предпринимательства, право собственности. Именно наличие собственности, как полагали либералы, обеспечивает человеку возможность не зависеть от чужого мнения, быть свободным. Поэтому частная собственность должна быть «священна и неприкосновенна». В обществе, состоящем из свободных частных собственников, интересы граждан выражают и защищают различные общественные объединения: независимые газеты, клубы, политические партии, акционерные общества, религиозные объединения. За каждым человеком признаётся также и свобода совести — возможность выбирать мировоззрение, исповедовать любую религию и не лишаться за это каких-либо прав. Свободные граждане должны уважать права друг друга. Единственным ограничением свободы одного человека либералы признавали права и свободы других членов общества. Основывающаяся на этих принципах, идеальная для либералов самоорганизация граждан получила название гражданского общества.

    Заседание Бостонского медицинского общества

Страшной опасностью для такого общества и свобод человека либералы XIX века считали «полицейское государство», подавляющее личность, стремящееся регламентировать каждый шаг гражданина: как ему работать и торговать, какие строить дома, какую носить одежду, какие читать книги. Джон Стюарт Милль говорил, что «человек сам лучше любого правительства знает, что ему нужно». Поэтому, по мысли либералов, главное назначение государства — служить незаметным «ночным сторожем» в гражданском обществе и охранять покой и права граждан, на что способно только правовое государство. В нём все действия властей ограничены законами, одобренными гражданами. Чтобы государственная власть не нарушала права граждан, она должна быть разделена на законодательную (избранный гражданами парламент), исполнительную (ответственное перед парламентом правительство) и судебную (независимые, несменяемые судьи).

Представление о правовом государстве

Либеральные мыслители видели разные способы добиться этого. Умеренные либералы лучшей формой правления считали конституционную монархию, в которой избирательное право ограничено имущественным цензом. Это означает, что возможность избирать депутатов парламента получают только собственники имущества. Те же, кто живёт наёмным трудом (слуги, рабочие), не могут участвовать в выборах, так как зависят от мнения своих нанимателей. Установить в государстве такой строй можно безболезненно, проведя ряд реформ. В то же время среди либералов были и радикалы - люди, придерживающиеся крайних взглядов, выступающие за коренные, решительные перемены. С их точки зрения, правовое государство должно быть установлено в виде демократической республики со всеобщим (для мужчин) избирательным правом. Для осуществления своих идей радикалы готовы были использовать революцию, вооружённое восстание. Однако большинство либералов, как правило, были противниками насилия.

Представление о полицейском государстве

Европейским либералам образцом свободы и демократии представлялись Соединённые Штаты Америки — республика с широкими гражданскими правами и свободами. Поэтому неудивительно, что в 1886 году французские либералы подарили неофициальной столице США — Нью-Йорку статую Свободы. С тех пор всех, кто переплывает Атлантику, встречает многометровая статуя женщины, высоко поднявшей над головой горящий факел свободы.

    Статуя Свободы

Либералы стремились к переустройству общества XIX века в соответствии с идеалами свободы.

<<< К началу      Окончание >>>

 

 

???????@Mail.ru