|
|
|
Глава 1. Особенности западной цивилизации XIX века
§ 4. «Зеркало» меняющейся жизни (окончание)Модернизация порождает эклектику и импрессионизмКакими причинами вы можете объяснить появление в искусстве таких направлений, как импрессионизм и эклектика? Сделайте вывод о быстрой смене стилей в культуре XIX века. Во второй половине XIX века реализм продолжает господствовать в литературе и искусстве. Между тем непрерывно менявшаяся жизнь ставила перед художниками, скульпторами, писателями задачи наиболее полно отразить все эти изменения. Однако существовавшие в живописи и других видах искусства приёмы не могли в этом помочь. Художники начали поиск новых возможностей. В 1863 году на одной из выставок появилась картина Эдуарда Мане (1832-1883) «Завтрак на траве». В тот момент никто не обратил внимания на новые живописные приёмы, которые использовал художник. Публике не понравилась трактовка сюжета, и картина подверглась беспощадной критике. Тем не менее это не сломило упорства живописца. Он продолжал писать в своей манере, хотя творчество и не приносило ему дохода. Через несколько лет вокруг Мане собралась группа молодых художников: Клод Моне (1840-1926), Камиль Писсарро (1830-1903), Пьер Огюст Ренуар (1841-1919), Альфред Сислей (1839-1899), Эдгар Дега (1834-1917). Особенностью их живописи было желание передать то, что нельзя сфотографировать, — жизнь в её движении, в мимолётных впечатлениях. Отображая случайные ситуации с помощью живописной техники отдельных цветовых мазков, художники создавали образы, которые обретали законченность уже в глазах зрителя. Глядя на картины мастеров этого направления, человек ощущает вибрацию воздуха, сверкание солнечного света, реальность и текучесть форм. Всё это подчеркивало значимость подлинной, современной жизни.
Путь живописцев к признанию был очень долгим и трудным. Чтобы добиться известности, художники выставляли свои работы в Салоне парижского Дворца промышленности. Но не каждая работа выдерживала строгую критику жюри. Приходившие на выставку посетители, привыкшие к традиционным приёмам живописи, разглядывая работы, насмехались над художниками, называя их творения «мазнёй» и «издевательством». Одна из картин живописца Клода Оскара Моне, представленная на очередной выставке, называлась «Впечатление. Восход солнца». Один из журналистов дал художникам, творившим в подобной манере, прозвище «импрессионисты» (от французского слова «впечатление»). Он даже не мог себе представить, какое сильное влияние окажет импрессионизм на дальнейшее развитие живописного искусства Франции и других стран Европы.
Показать величие западной цивилизации, покорившей и объединившей мир, — такую задачу ставили перед собой скульпторы и архитекторы конца XIX века. Они пытались уловить и воплотить в своём творчестве образы нового времени. С притоком населения в города возникла необходимость появления зданий нового типа, в которых могло одновременно проживать большое количество жильцов. Постепенно на улицах европейских городов стали появляться многоэтажные дома. В это же время в строительстве начинают использовать новые материалы: чугун, сталь, железобетон. Но конструкции, возводившиеся с помощью этих материалов, не могли удовлетворить взыскательное общество, следовательно, не могли послужить основой для создания нового архитектурного стиля. Поэтому в европейской архитектуре XIX века утвердился эклектизм (от греческого eklek- tikos — выбирающий) — направление, основанное на заимствовании и использовании деталей и элементов разных стилей. Примерами таких построек могут служить здание венского Парламента (архитектор Теофилиус Эдвард фон Хансен) и Дворец юстиции (архитектор Александр Виллеман). Однако шедевром этого направления во всём мире считается творение французского архитектора Жана Луи Шарля Гарнье (1825—1898) — здание парижского театра «Гранд Опера». Величавое здание, соединившее в себе архитектурные традиции разных времён, покоряет красотой и праздничностью. Оно считалось эталоном для всех театральных построек того времени.
Пытаясь заработать себе на жизнь трудом помощника скульптора, постигал премудрости мастерства Огюст Роден (1840-1917). Он отвергал академические позы и правила, которые навязывало ему общественное мнение ценителей искусства. Скульптор старался доказать, что, изображая человеческое тело, можно передать любую идею, состояние или настроение. Один из современников, разглядывая работу Родена «Бронзовый век», заметил, что в ней отразился «переход от дремоты к жизненной силе, готовый претвориться в движение. Медленный жест пробуждения... должен передать... первый трепет сознания в молодом человечестве, первую победу разума над животными инстинктами в "доисторические времена"». Формулирование вывода и сравнение его с авторским
Ключевые слова: классицизм, романтизм, реализм, импрессионизм. Применение знаний Попробуйте с позиции трёх художников-учеников, представляющих разные стили (классицизм, романтизм и реализм), составить словесное описание происходящего на ваших глазах закрытия фабрики во время кризиса перепроизводства.
|
|
|