Главная >> История Нового времени. 8 класс. Данилов

Глава 1. Особенности западной цивилизации XIX века

§ 4. «Зеркало» меняющейся жизни (продолжение)

Его герои — личности неординарные, живущие по своим законам, следующие велению сердца, исполненные веры в собственную мечту, находящие применение своим силам в революционной борьбе против тёмных сил. «Тираны давят мир — я ль уступлю?» — восклицает Байрон, готовый в одиночку идти против вселенского зла. И в то же время, в отличие от героев классицизма, всегда уверенных в своей правоте, герои Байрона мучаются переживаниями:

    Бегу от самого себя,
    Ищу забвенья, но со мною
    Мой демон злобный, мысль моя —
    И в сердце места нет покою.

Манифестом романтического искусства стало произведение французского писателя Виктора Гюго (1802—1885) «Собор Парижской богоматери», написанное в 1830 году. Против главных героев романа — простых людей XIV века — прекрасной цыганки Эсмеральды и уродливого, но доброго и благородного горбуна Квазимодо — сплотились, кажется, все силы зла. В лице короля Людовика XI и священника Фролло герои обрели могущественных соперников, в чьих руках власть, деньги, общественное положение. Но даже используя всё своё могущество, они не могут сломить силу духа, благородство, искренность и доброту Эсмеральды и Квазимодо.

Битва за «Эрнани».

Скандал между сторонниками классицизма и романтизма на премьере пьесы В. Гюго

В то же время, когда люди зачитывались Гюго и Байроном, концертные залы и музыкальные салоны наполнила музыка, отражающая тонкие порывы романтичной души: зазвучали оперы, концерты, романсы Ф. Шуберта и Р. Шумана, Ф. Шопена и Г. Берлиоза, Р. Вагнера и Ф. Листа. В театрах публика рукоплескала актёрам, способным нарушить классические законы игры и смелой фразой, красивым жестом, яркой позой передать залу вдохновение, добрую или злую страсть свободной личности. В тишине парков классических усадеб появлялись специально запущенные уголки, где в хаосе «диких» ветвей прятались беломраморные беседки или искусственные «развалины», настраивающие на романтический лад.

В первой половине XIX века в споре с классицизмом родился новый стиль — романтизм.

Новый стиль — реализм

Докажите, что Бальзак, Стендаль и Верди работали в реалистическом стиле. Сделайте вывод о быстрой смене стилей в культуре XIX века.

К началу 30-х годов XIX века всё отчётливее и громче слышится тяжёлая поступь индустриального общества. Тишину лугов и дубрав разрывает громыхание паровозов. Между устремлёнными ввысь мачтами парусников дымят приземистые пароходные трубы. Материальный мир с его механическими станками и денежными расчётами оставляет всё меньше места идеалам классицистов и мечтам романтиков. Писатели, поэты и художники стремятся отразить реальные человеческие судьбы и характеры, неотделимые от мира, в котором они существуют, — мира стремительно меняющегося и часто жестокого. Так на свет рождается новый стиль — реализм, ставящий перед собой цель правдиво отображать жизнь, воспевая добро и критикуя зло.

Один из зачинателей этого стиля — французский писатель Оноре де Бальзак (1799-1850) так и говорил: «Секрет всемирного вечного успеха — в правдивости». В своих произведениях Бальзак создаёт образы сильных духом, умных и талантливых людей, но в мире, наполненном катастрофами и проблемами, эти люди ведут себя по-разному. Одни, будучи выходцами из дворянского сословия, сохраняют верность идеалам чести и разоряются. Другие же, напротив, используют малейшую возможность обогатиться, пусть даже путём обмана. Таким образом, герой романа «Шагреневая кожа» Рафаэль де Валента удовлетворяет все свои желания, уничтожая в себе благородство. В конце автор горько восклицает: «Мир принадлежал ему, он мог всё — и не хотел уже ничего».

    Ростовщик. Иллюстрация к повести О. Бальзака

Целый цикл своих произведений Бальзак назвал «Человеческая комедия». В нём выведено около 2 тысяч персонажей, представляющих самые разные слои капиталистического общества, и попадают они в самые обычные, жизненные ситуации — женятся, занимаются карьерой, вступают в семейные споры и так далее. Это позволяет Бальзаку «объять всю историю современных нравов». Один из самых выразительных персонажей — ростовщик Гобсек, который выманивает у людей золото, играя на человеческих пороках и тайнах. В итоге же он умирает в квартире, набитой гниющими запасами продовольствия.

Иллюстрация к роману Стендаля «Красное и чёрное»

Подобные мотивы пронизывают творчество другого французского писателя, Анри Бейля, писавшего под псевдонимом Стендаль (1783—1842). Его роману «Красное и чёрное» предшествует характерный эпиграф: «Правда, горькая правда». Главный герой романа Жюльен Сорель, выходец из городских низов, поклонник эпохи Наполеона, считает, что достижением того времени стала возможность добиться более высокого положения в обществе, независимо от происхождения. Однако в годы реставрации монархии эти возможности значительно уменьшились. Человек благородный и чувствительный, Жюльен готов на всё, чтобы изменить создавшуюся ситуацию. Но он погибает в неравной схватке с лицемерием, двуличием и изворотливостью богачей. Главной целью Стендаля было провозглашение идей добра - нравственного, духовного начала в человеке, которое позволяет сохранить свои принципы и честь, невзирая на трудности и препятствия.

Реалистические подходы проявлялись не только в литературе, но и в других видах искусства. Так, музыку итальянца Джузеппе Верди (1813—1901) называют реалистической музыкальной драмой. В 1853 году публику шокировала опера Верди «Травиата». Всех поразило то, что автор не пытался «убежать» в прошлое, а обратился к современной жизни. Но ещё большее негодование вызывало то, что главной героиней оперы становится не совсем обычная дама (в переводе слово «Травиата» означает «падшая женщина»). На сцене перед изумлёнными зрителями разворачивалась история деревенской девушки, попавшей в Париж, звучали её чувства и страдания. В опере Верди не было той пышности и надуманности, которой обычно отличались произведения этого жанра. Композитор широко использовал в музыке бытовые мотивы, которые сделали его творчество близким и понятным многим людям. Произведения Верди обогатили сокровищницу мирового музыкального искусства новыми приёмами и решениями в изображении жизни.

Картины крестьянского быта, сцены тяжёлого, изнурительного труда земледельцев запечатлел на своих картинах французский живописец Жан Франсуа Милле (1814-1875). Его родителям-крестьянам стоило огромного труда собрать деньги для обучения сына. Главной темой для Милле навсегда осталась тема крестьянской жизни: «Я крестьянин и ничего больше, как крестьянин». Вершины живописного мастерства, которых удалось достичь Милле, стремление правдиво отобразить все стороны крестьянского быта, психологические приёмы, им используемые, позволяют говорить о нём как о художнике реалистического направления.

С 1830-х годов распространяется стиль, получивший название «реализм».

<<< К началу      Окончание >>>

 

 

???????@Mail.ru