Главная >> История Нового времени. 8 класс. Данилов

Глава 1. Особенности западной цивилизации XIX века

§ 4. «Зеркало» меняющейся жизни

    Постановка проблемы урока

    Справочные сведения

В романском стиле сооружались европейские храмы, создавались скульптуры в X—XII веках. Готический стиль в архитектуре, живописи и скульптуре получил наибольшее распространение в XIII—XIV веках. Стиль ренессанс господствовал в литературе, архитектуре и изобразительном искусстве в эпоху Возрождения - в XV—XVI веках. В XVII веке в искусстве Европы и Америки преобладал стиль барокко. В XVIII веке в эпоху Просвещения господствовал стиль классицизм.

Сколько времени уходило на смену одного художественного стиля другим в истории культуры Запада до XIX века?

    Справочные сведения

В первой половине XIX века в архитектуре и изобразительном искусстве Европы и Америки был распространён поздний классицизм - ампир. Одновременно в 1800—1830-е годы в литературе, архитектуре, изобразительном искусстве распространяются романтизм и близкие к нему новые подражания старым стилям (неоготика). С 1830-х годов в литературе и изобразительном искусстве уверенно развивается новый стиль — реализм. 1870-е годы отмечены появлением в изобразительном искусстве импрессионизма. Со второй половины XIX века в архитектуре распространяется эклектика.

Сколько стилей сменилось в культуре западной цивилизации за неполный XIX век (1800—1880-е годы)? (Авторский вариант — с. 303.)

    Повторение необходимых знаний

Объясните значение слов: культура, искусство, модернизация, капитализм (словарь).
Как быстро происходили перемены в науке, технике и социально-экономической жизни XIX века (приведите примеры)? (§ 1-2)
Каких характерных для разных исторических явлений XIX века литературных героев Вальтера Скотта, Марка Твена, Проспера Мериме, Эдгара По, Шарлотты Бронте, Джорджа Байрона, Оноре де Бальзака, Стендаля вы помните? (Учебники по литературе для 5-8 классов «Шаг за горизонт», «Год после детства», «Путь к станции "Я"», «Дом без стен»)

    Решение проблемы

Спор классицизма и романтизма

Почему, на ваш взгляд, классицизм и реализм соперничали друг с другом? Сделайте вывод о быстрой смене стилей в культуре XIX века. (Используйте продуктивное чтение — см. пример на с. 16.)

Бури революций и войн на рубеже XVIII-XIX веков удалось пережить ведущему стилю эпохи Просвещения — классицизму. Многие художники и поэты воспевали идеалы гражданского долга, бескорыстного служения обществу, подвиги во имя прогресса и величия государства. Т ак, знаменитый живописец Давид создаёт картины, посвящённые гражданским подвигам времён Великой французской революции или эпохи Наполеона. Триумфальная арка и Вандомская колонна, прославляющие победы армии Наполеона, напоминали о военных подвигах времён Римской империи. Так поздний классицизм — стиль ампир («имперский») — утверждал в Европе идеал «просвещённой империи».

    Триумфальная арка в Париже

Однако нравы, воцарившиеся в обществе к началу XIX века - после Великой французской революции, мало напоминали «Царство Разума, Братства и Свободы», о котором мечтали просветители. Несмотря на те грандиозные преобразования, которые произошли в обществе, технический прогресс, расширение гражданских свобод, трудно было не заметить уродливых проявлений действительности, среди которых особенно вопиющими были нищета, рабский труд женщин и детей на фабриках, сотни бедняков на городских окраинах и десятки богатеев-скряг в роскошных особняках.

Несоответствие мечты просветителей и реальности привело многих к мысли, что «не Разум должен быть в центре внимания художника, а Дух свободный и мятежный», или, иначе говоря, что порывы человеческой души, движение внутреннего, духовного мира важнее мира материального. Так появился новый стиль — романтизм. Приверженцы этого направления в искусстве пытались противопоставить просветительским идеалам гражданственности, долга и общественного прогресса идеал мятежной личности, независимой, сильной, творческой и свободной.

Клятва в зале для игры в мяч

20 июня 1789 г. депутаты Генеральных штатов клянутся не расходиться, пока не создадут для Франции конституцию.

В поисках такого героя, например, английский писатель Вальтер Скотт обращался к народным легендам и средневековым балладам о благородном разбойнике Робин Гуде или рыцаре Айвенго. На страницах его произведений перед читателями «железного» XIX века разворачивалась битва одинокого героя прошлого с «мировым злом».

    Вальтер Скотт

Французский живописец Эжен Делакруа (1798-1863), по словам историков, сам стал героем «романтической битвы» с классицизмом. Так, оказавшись свидетелем уличных боёв во время очередной революции во Франции, в 1830 году, Делакруа создаёт картину «Свобода, ведущая народ». Из всего обилия происходящих вокруг событий он выбирает самые яркие, богатые контрастами, увлекая зрителя в мир, где каждый добрый герой кистью живописца лишён любых недостатков, а с героя злого «соскоблены» все привлекательные черты — зритель должен увидеть это вечное противостояние добра и зла ярче, контрастнее, чем оно присутствует в реальной жизни.

Свобода, ведущая народ. 1830 г.

Революционеры, отбросив королевские войска, поднимаются на баррикаду. Их ведёт сама Свобода, в которой одни зрители увидели «помесь торговки с древнегреческой богиней», а другие - «сильную женщину с хриплым голосом и огнём в глазах».

Сюжеты для своих картин Делакруа часто черпал в произведениях Шекспира, Гёте, однако наибольшее влияние на его творчество оказала поэзия англичанина Джорджа Байрона (1788-1824). Родившись за год до Французской революции, Байрон стал своеобразным символом этой эпохи. Он принимал участие в борьбе греческого народа с османским владычеством, был близок к итальянским революционерам и пользовался огромной популярностью у молодёжи.

    Джордж Байрон

Продолжение >>>

 

 

???????@Mail.ru