|
|
|
Глава 1. Особенности западной цивилизации XIX века
§ 4. «Зеркало» меняющейся жизни
Постановка проблемы урока
Повторение необходимых знаний Объясните значение слов: культура, искусство, модернизация, капитализм (словарь).
Решение проблемы Спор классицизма и романтизмаПочему, на ваш взгляд, классицизм и реализм соперничали друг с другом? Сделайте вывод о быстрой смене стилей в культуре XIX века. (Используйте продуктивное чтение — см. пример на с. 16.) Бури революций и войн на рубеже XVIII-XIX веков удалось пережить ведущему стилю эпохи Просвещения — классицизму. Многие художники и поэты воспевали идеалы гражданского долга, бескорыстного служения обществу, подвиги во имя прогресса и величия государства. Т ак, знаменитый живописец Давид создаёт картины, посвящённые гражданским подвигам времён Великой французской революции или эпохи Наполеона. Триумфальная арка и Вандомская колонна, прославляющие победы армии Наполеона, напоминали о военных подвигах времён Римской империи. Так поздний классицизм — стиль ампир («имперский») — утверждал в Европе идеал «просвещённой империи».
Однако нравы, воцарившиеся в обществе к началу XIX века - после Великой французской революции, мало напоминали «Царство Разума, Братства и Свободы», о котором мечтали просветители. Несмотря на те грандиозные преобразования, которые произошли в обществе, технический прогресс, расширение гражданских свобод, трудно было не заметить уродливых проявлений действительности, среди которых особенно вопиющими были нищета, рабский труд женщин и детей на фабриках, сотни бедняков на городских окраинах и десятки богатеев-скряг в роскошных особняках. Несоответствие мечты просветителей и реальности привело многих к мысли, что «не Разум должен быть в центре внимания художника, а Дух свободный и мятежный», или, иначе говоря, что порывы человеческой души, движение внутреннего, духовного мира важнее мира материального. Так появился новый стиль — романтизм. Приверженцы этого направления в искусстве пытались противопоставить просветительским идеалам гражданственности, долга и общественного прогресса идеал мятежной личности, независимой, сильной, творческой и свободной.
В поисках такого героя, например, английский писатель Вальтер Скотт обращался к народным легендам и средневековым балладам о благородном разбойнике Робин Гуде или рыцаре Айвенго. На страницах его произведений перед читателями «железного» XIX века разворачивалась битва одинокого героя прошлого с «мировым злом».
Французский живописец Эжен Делакруа (1798-1863), по словам историков, сам стал героем «романтической битвы» с классицизмом. Так, оказавшись свидетелем уличных боёв во время очередной революции во Франции, в 1830 году, Делакруа создаёт картину «Свобода, ведущая народ». Из всего обилия происходящих вокруг событий он выбирает самые яркие, богатые контрастами, увлекая зрителя в мир, где каждый добрый герой кистью живописца лишён любых недостатков, а с героя злого «соскоблены» все привлекательные черты — зритель должен увидеть это вечное противостояние добра и зла ярче, контрастнее, чем оно присутствует в реальной жизни.
Сюжеты для своих картин Делакруа часто черпал в произведениях Шекспира, Гёте, однако наибольшее влияние на его творчество оказала поэзия англичанина Джорджа Байрона (1788-1824). Родившись за год до Французской революции, Байрон стал своеобразным символом этой эпохи. Он принимал участие в борьбе греческого народа с османским владычеством, был близок к итальянским революционерам и пользовался огромной популярностью у молодёжи.
|
|
|