|
|
|
Глава 2. Древнерусское государство
§ 11. Язычество и христианство в Древней Руси (продолжение)Причины принятия христианстваВопрос о причинах принятия христианства князем Владимиром, а также побудительные мотивы выбора князем его византийского варианта являются дискуссионными в исторической науке. Советская историография искала ответы на эти вопросы в социально-экономических отношениях, сложившихся в Древнерусском государстве. Она рассматривала христианство как идеологическое орудие для освящения и закрепления феодальных порядков: «Церковь, выполняя заказ господствующих классов, стремилась привлекать к себе беднейшие слои населения, чтобы воспитывать в них смирение и покорность». При этом «их устраивал опыт византийской феодальной власти и её практика духовного закрепощения населения, организации идеологических учреждений» (Е. С. Варичев). Современные учёные выдвигают на первый план политические причины: «В X в. молодая российская государственность решала в основном вопросы объединения страны, централизации власти, изживания племенного сепаратизма и архаичных форм отношений с подданными вроде полюдья» (А. Н. Сахаров). Эти первостепенные задачи требовали коренного изменения мировоззренческих установок населения в отношении княжеской власти, придания именно ей, а не вечевой организации сакрального характера.
Поэтому следующим шагом стало внедрение христианства, позволяющего мировоззренчески закрепить насущные политические задачи. Свой выбор князь остановил на византийском варианте христианства, в котором была чётко выражена идея обожествления императорской власти, а в системе византийской государственности духовная власть находилась в определённом подчинении у императора (в отличие от Западной Европы, где папы римские претендовали на верховенство над светскими правителями). Кроме того, для Руси с её доклассовой структурой большое значение имел определённый демократизм византийской церкви, её известная терпимость к язычеству. Важно было и то, что, в отличие от западной христианской церкви, где богослужение проходило на латинском языке, в восточном христианстве служба велась на национальных языках. Библия и богослужебные книги также переводились на местные языки. Нельзя сбрасывать со счетов и тесные торгово-политические связи Руси и Византии, а также обострение во второй половине X в. обстановки на южных границах Руси в связи с разрушительными набегами печенегов. В этой ситуации Русь нуждалась в дружеских, союзнических отношениях с Византией. В то же время Русское государство уже продемонстрировало свою силу и значимость на международной арене, поэтому принятие православия из Византии не могло поставить Русь в вассальную зависимость от неё. Выбор верыТем не менее русский князь долго колебался, выбирая наиболее приемлемую религию. Об этом достаточно определённо, хотя и несколько утрированно, говорится в «Повести временных лет». По мнению В. Я. Петрухина, историческая информация, содержащаяся в сюжете «о выборе веры» Владимиром, «достаточно достоверно характеризует геополитическую позицию Древней Руси в конце X в., её положение между Византийской и Германской империями, отношения с Волжской Булгарией и представляемым ею мусульманским Востоком, хазарское наследие и преобладающую ориентацию на Византию».
И наконец послали греки к Владимиру некоего философа. Прежде всего он обрушился на мусульман, заявив, что их вера «оскверняет небо и землю», а сами они «уподобились жителям Содома и Гоморры». Католикам досталось за использование пресного хлеба — опресноков — во время Святого причастия (Евхаристии). Иудеи были обвинены в том, что отвергли Мессию и совершили богоубийство. И тогда Владимир спросил: «Зачем же Бог сошёл на землю и приял страдание?» Чтобы ответить на этот вопрос, философ поведал князю содержание Ветхого и Нового Заветов: историю творения, рая, греха, потопа, первых людей, избранного народа, искупления христианства, семи соборов — ив заключение показал ему картину Страшного суда: «Направо указал ему на праведных, в веселии идущих в рай, а налево — грешников, идущих на мучение. Владимир же, вздохнув, сказал: «Добро тем, кто справа, горе же этим, слева». Философ посоветовал: «Если хочешь стать с праведниками, то крестись». В соответствии с политическим традициями Руси князь не мог принять столь важное решение единолично. Согласно летописи, Владимир держал совет с боярами и старцами градскими, которые предложили князю послать в разные страны послов: «Пусть проведают, у кого какая служба и кто как служит Богу». И. Я. Фроянов высказывает предположение, что обсуждение вопроса о крещении могло происходить на вече. Послы, вернувшись в Киев, единодушно отдали предпочтение греческой службе, поражённые красотой византийских храмов. Их поддержали бояре: «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, которая была мудрейшая из всех людей». Обстоятельства принятия Владимиром христианстваВопрос о том, где и когда принял крещение князь Владимир, до конца не прояснён. В «Повести временных лет» содержится рассказ о походе князя на греческий город Корсунь (Херсонес) в Крыму, где он и его дружина приняли крещение. Большинство современных историков связывают эти события с внутриполитическим кризисом в Византийской империи в этот период. В 987 г. военачальник Варда Фока провозгласил себя императором, его войско подошло к Константинополю. Положение императора стало критическим. Он вынужден был обратиться за помощью к «царю руссов». Владимир согласился отправить военный отряд в Византию, но взамен потребовал отдать себе в жёны сестру императора Анну. Император выдвинул встречное требование — князь должен принять христианство и крестить свой народ.
Владимир выполнил условия договора. По мнению некоторых историков, он крестился в конце 987 г. (В. В. Мавродин) или в январе 988 г. (В. Я. Петрухин). Возможно, крещение проходило в Киеве и совершалось каким-то представителем киевской христианской общины. А летом 988 г. русский отряд прибыл в Византию. Благодаря этому император сохранил трон, но вот отправлять сестру в Киев не спешил. И тогда Владимир выступает в поход на Корсунь, чтобы оружием вынудить византийцев выполнить свои обещания. Таким образом, по мнению В.Я. Петрухина, князь добивается «сразу двух преимуществ: он становится свойственником царей и получает крещение как победитель, а не как проситель». <<< К началу параграфа Окончание параграфа >>>
|
|
|