Главная >> История России. 10 класс. Данилов

Глава 2. Древнерусское государство

§ 11. Язычество и христианство в Древней Руси (продолжение)

Причины принятия христианства

Вопрос о причинах принятия христианства князем Владимиром, а также побудительные мотивы выбора князем его византийского варианта являются дискуссионными в исторической науке.

Советская историография искала ответы на эти вопросы в социально-экономических отношениях, сложившихся в Древнерусском государстве. Она рассматривала христианство как идеологическое орудие для освящения и закрепления феодальных порядков: «Церковь, выполняя заказ господствующих классов, стремилась привлекать к себе беднейшие слои населения, чтобы воспитывать в них смирение и покорность». При этом «их устраивал опыт византийской феодальной власти и её практика духовного закрепощения населения, организации идеологических учреждений» (Е. С. Варичев).

Современные учёные выдвигают на первый план политические причины: «В X в. молодая российская государственность решала в основном вопросы объединения страны, централизации власти, изживания племенного сепаратизма и архаичных форм отношений с подданными вроде полюдья» (А. Н. Сахаров). Эти первостепенные задачи требовали коренного изменения мировоззренческих установок населения в отношении княжеской власти, придания именно ей, а не вечевой организации сакрального характера.

Именно эту цель, по мнению Л. А. Андреевой, преследовал князь Владимир, проведя в 980 г. первую религиозную реформу: «И стал Владимир княжить в Киеве один, и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, затем Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь...»

Часть историков считают, что князь собрал в своём пантеоне самых почитаемых на Руси богов. Другие подчёркивают, что он собрал верховных божеств основных племён, подчинённых Киеву, поставив во главе Перуна, покровителя князя и дружины. Обращается внимание также на то, что в пантеоне не оказалось одного из главных славянских богов — Волоса. Очевидно, что князь сделал это специально, стремясь умерить политическую самостоятельность новгородцев, особо почитавших Волоса. Однако эта реформа изначально была обречена на неудачу. Народ не понимал, почему их боги оказались в приниженном положении, а Перун стал выше всех.

Поэтому следующим шагом стало внедрение христианства, позволяющего мировоззренчески закрепить насущные политические задачи. Свой выбор князь остановил на византийском варианте христианства, в котором была чётко выражена идея обожествления императорской власти, а в системе византийской государственности духовная власть находилась в определённом подчинении у императора (в отличие от Западной Европы, где папы римские претендовали на верховенство над светскими правителями).

Кроме того, для Руси с её доклассовой структурой большое значение имел определённый демократизм византийской церкви, её известная терпимость к язычеству. Важно было и то, что, в отличие от западной христианской церкви, где богослужение проходило на латинском языке, в восточном христианстве служба велась на национальных языках. Библия и богослужебные книги также переводились на местные языки.

Нельзя сбрасывать со счетов и тесные торгово-политические связи Руси и Византии, а также обострение во второй половине X в. обстановки на южных границах Руси в связи с разрушительными набегами печенегов. В этой ситуации Русь нуждалась в дружеских, союзнических отношениях с Византией. В то же время Русское государство уже продемонстрировало свою силу и значимость на международной арене, поэтому принятие православия из Византии не могло поставить Русь в вассальную зависимость от неё.

Выбор веры

Тем не менее русский князь долго колебался, выбирая наиболее приемлемую религию. Об этом достаточно определённо, хотя и несколько утрированно, говорится в «Повести временных лет». По мнению В. Я. Петрухина, историческая информация, содержащаяся в сюжете «о выборе веры» Владимиром, «достаточно достоверно характеризует геополитическую позицию Древней Руси в конце X в., её положение между Византийской и Германской империями, отношения с Волжской Булгарией и представляемым ею мусульманским Востоком, хазарское наследие и преобладающую ориентацию на Византию».

Первыми к Владимиру пришли волжские булгары, исповедующие ислам. Наиболее привлекательной для князя стороной этой религии было допущение многоженства (по сведениям летописца, помимо нескольких официальных жён, у него было 800 наложниц!). Но мусульманские посланцы разочаровали князя требованием совершать обрезание, не есть свинины, не пить вина. Весьма спорным, очевидно, показался Владимиру и тезис о том, что каждому человеку при рождении предопределена судьба: «Если кто беден на этом свете, то и на том». Владимир отверг мусульманство твёрдой фразой: «Руси есть веселие пить, не можем без того быть». Эти слова свидетельствует о том, что князь увидел в запрете пить вино покушение на важнейшую черту русского государственного быта — пиры князя с дружиной, на которых обсуждались все государственные дела.

Затем «пришли немцы из Рима» (В. Я. Петрухин предполагает, что данная фраза отражает реальную историческую обстановку того времени, когда германские короли овладели Римом, подчинили своему влиянию пап). Когда Владимир спросил послов: «В чём заповедь ваша?», они пытались угодить князю изворотливым ответом: «Лощение по силе. Кто пьёт или ест — всё во славу Божию». Владимиру слова католиков не понравились: «Идите обратно, ибо отцы наши не приняли этого». Историки выдвигают различные версии, трактующие эту фразу Владимира. Так, в частности, А. В. Назаренко видит в ней намёк на неудачную миссию католического священника Адальберта, присланного на Русь ещё при Ольге в 961 г.

К Владимиру поспешили хазарские иудеи. Князь, согласно летописи, задал им вопрос: «А где земля ваша?» А когда иудеи признались, что «разгневался Бог на отцов наших и рассеял нас по разным странам за грехи наши», Владимир бросил в их адрес гневную филиппику: «Как же вы иных учите, сами отвергнуты Богом и рассеяны. Если бы Бог любил вас и закон ваш, то не были бы рассеяны по чужим землям. Или и нам того же хотите?»

И наконец послали греки к Владимиру некоего философа. Прежде всего он обрушился на мусульман, заявив, что их вера «оскверняет небо и землю», а сами они «уподобились жителям Содома и Гоморры». Католикам досталось за использование пресного хлеба — опресноков — во время Святого причастия (Евхаристии). Иудеи были обвинены в том, что отвергли Мессию и совершили богоубийство. И тогда Владимир спросил: «Зачем же Бог сошёл на землю и приял страдание?»

Чтобы ответить на этот вопрос, философ поведал князю содержание Ветхого и Нового Заветов: историю творения, рая, греха, потопа, первых людей, избранного народа, искупления христианства, семи соборов — ив заключение показал ему картину Страшного суда: «Направо указал ему на праведных, в веселии идущих в рай, а налево — грешников, идущих на мучение. Владимир же, вздохнув, сказал: «Добро тем, кто справа, горе же этим, слева». Философ посоветовал: «Если хочешь стать с праведниками, то крестись».

В соответствии с политическим традициями Руси князь не мог принять столь важное решение единолично. Согласно летописи, Владимир держал совет с боярами и старцами градскими, которые предложили князю послать в разные страны послов: «Пусть проведают, у кого какая служба и кто как служит Богу». И. Я. Фроянов высказывает предположение, что обсуждение вопроса о крещении могло происходить на вече.

Послы, вернувшись в Киев, единодушно отдали предпочтение греческой службе, поражённые красотой византийских храмов. Их поддержали бояре: «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, которая была мудрейшая из всех людей».

Обстоятельства принятия Владимиром христианства

Вопрос о том, где и когда принял крещение князь Владимир, до конца не прояснён. В «Повести временных лет» содержится рассказ о походе князя на греческий город Корсунь (Херсонес) в Крыму, где он и его дружина приняли крещение.

Большинство современных историков связывают эти события с внутриполитическим кризисом в Византийской империи в этот период. В 987 г. военачальник Варда Фока провозгласил себя императором, его войско подошло к Константинополю. Положение императора стало критическим. Он вынужден был обратиться за помощью к «царю руссов». Владимир согласился отправить военный отряд в Византию, но взамен потребовал отдать себе в жёны сестру императора Анну. Император выдвинул встречное требование — князь должен принять христианство и крестить свой народ.

Крещение князя Владимира. Миниатюра из Радзивилловской летописи

Владимир выполнил условия договора. По мнению некоторых историков, он крестился в конце 987 г. (В. В. Мавродин) или в январе 988 г. (В. Я. Петрухин). Возможно, крещение проходило в Киеве и совершалось каким-то представителем киевской христианской общины. А летом 988 г. русский отряд прибыл в Византию. Благодаря этому император сохранил трон, но вот отправлять сестру в Киев не спешил. И тогда Владимир выступает в поход на Корсунь, чтобы оружием вынудить византийцев выполнить свои обещания. Таким образом, по мнению В.Я. Петрухина, князь добивается «сразу двух преимуществ: он становится свойственником царей и получает крещение как победитель, а не как проситель».

<<< К началу параграфа                               Окончание параграфа >>>

 

 

???????@Mail.ru