|
|
|
Глава 2. Древнерусское государство
§ 17. Повседневная жизнь и представления о природе и обществе в Древней Руси (продолжение)Языческие обряды православных праздниковНовый год у славян начинался 1 сентября. С принятием христианства летоисчисление вели от Сотворения мира, которое по наиболее распространённым подсчётам случилось на 5508 лет раньше исходного события нашей эры — Рождества Христова.
Все праздники на Руси издавна связаны с циклом земледельческих работ. Рождество Христово и Крещение были соединены Святками. Считалось, что Бог обрадовался рождению Сына и выпустил погулять на Землю леших и ведьм. Поэтому придумали ритуал обезвреживания и отпугивания нечистой силы — ряженье. Наряженные в костюмы люди бродили гурьбой по улицам, разыгрывали сценки, заходили в дома и смешили всех. Персонажами ряженых являлись коза, медведь, журавль, петух, лошадь, боярин, купец, знахарь и пьяница. Смех был направлен на приумножение человеческого рода, скота и урожая. По улицам провозили соломенную девушку в рубахе — Коляду. Коза считалась символом изобилия и достатка в доме, поэтому на Святки пекли козули — печенье в форме фигурок животных. Козули ставили на стол, окна, дарили, давали скоту, колядующим — молодёжи и детям, которые пели прославляющие дом и хозяина рождественские песни-колядки. В дни Святок гадали. С помощью петуха или курицы и предметов, которые они клевали, узнавали будущее. Его также определяли по очертаниям застывшего на подносе воска. Пели «подблюдные песни» и доставали из огромного блюда чьё-то украшение: какова песня, такова и судьба. На перекрёстке дорог гадали по доносившимся издалека звукам. Церковь считала гадания грехом, после которого требовалось очищение святой водой. Разгулу тёмных сил наступал конец в день Крещения. В реке делали прорубь, ставили политый свекольным соком ледяной крест и набирали святую воду. В честь бога Велеса отмечали Масленицу, знаменовавшую переход к весне и земледельческим работам. Проводы Масленицы трактовали как проводы зимы. Она представала в образе Маслёны — соломенного чучела в одежде и лаптях, которое сжигали на высокой горе. В костёр клали старые, ненужные вещи, так как он символизировал похороны зимы, всего отжившего и наступление весны: чем выше был огонь, тем быстрее наступало тепло. Во время Масленицы устраивали кулачные бои, под звуки бубнов бились в одиночку и целыми ватагами. Забавой князей и бояр были «медвежьи потехи»: охотник сражался с медведем и травил его собаками. Подобные развлечения церковь считала грехом.
На Масленицу катались на дубовых широких лыжах, коньках из заточенной коровьей голени, санях с ледяных гор. Катания имели сакральное значение: прикосновение к заснеженной земле предвещало урожаи и достаток в семье. До наших дней сохранился языческий обычай относить еду на могилы. На Масленицу не только на столе, но и на кладбище появлялись стопки блинов. Блины считались символом солнца, весны, плодородной земли, хороших урожаев, счастливых браков и здоровых детей. Церковь включила языческий праздник Масленицы в свой календарь. Главным летним праздником был Иван Купала в честь бога Перуна, совпадавший с днём летнего солнцеворота и отождествлявшийся с божественной сущностью огня. Брали круг, обёртывали его соломой, поджигали и скатывали с горы. Это символизировало солнце, сходящее с прежней высоты. Прыгали через зажжённые костры, веря в очистительную и целебную силу огня. В купальский день знахари собирали травы: в этот день они имели особую целительную силу. Забавой летних праздников были качели — скакание на доске. На конец положенной на пенёк доски становилась одна девушка, а другая с разбега прыгала на другой конец. Устраивали медленные хороводы за руки по кругу, иногда быстрые пляски. Такт отбивали ладонями, или плескали, отсюда слово «рукоплескать». Пляски сопровождались игрой на гудках, домрах, бубнах, дудках. Древнейшим инструментом были гусли, т. е. гудящие струны. Издавна русичи использовали свистульки с отверстиями в виде птичек, дудки (сопели) и камышовые трубки (свирели). Символы славянского жилищаДом жители Руси рассматривали как малую Вселенную, которую отделяли от чужого мира порог и дверь. Душой дома был домовой — покровитель строения и живущих в нём людей. При строительстве придавали значение выбору места — сухого, высокого и светлого. Дом строили вдали от бани, дороги и кладбища, куда могли уйти достаток и здоровье. Для строительства не брали упавшие макушкой на север «буйные» деревья, «стоеросовые» — с перекрёстков дорог, засохшие и старые.
Дом считали живым существом, поэтому у него находили лицо, чело, ноги, задок. Фронтон дома называли очельем (чело — лоб). Торцы несущих кровлю брёвен-слег, выходивших на фасад, прикрывали резными досками — причелинами и полотенцем. В резьбе этих деталей дома отражались языческие представления. Их украшала женщина с устремлёнными вверх руками — символ единства сил Земли и Неба, от которых зависела жизнь дома. Круг с ромбом внутри был символом Земли. Символами водной стихии были изображения русалок. Зигзаги и волнистая линия — вода, «хлябь небесная» — шли по причелинам в три ряда. Жилище всегда связывали с солнцем, поэтому на доме обязательно вырезали «солярные знаки» в форме круга с крестом внутри. Крест обозначал огонь и предотвращал пожары. Круг с шестью лучами — громовой знак — предохранял жилище от молнии. Круг с тремя лучами — символ восходящего и заходящего солнца. На нижнем конце причелины слева — восходящее солнце, далее конёк и солнце в зените на полотенце, справа на причелине — солнце на закате. Поскольку ели срубали с корнем, то нижние концы боковых брёвен напоминали уши. На них клали выдолбленное бревно — поток — для стока воды. Сверху крыши клали такое же бревно — охлупень, на конце его вырезали голову коня — конёк. Говорили: «Конь на крыше — в избе тише». Коньком мог быть также петух: нечистая сила исчезала при крике петухов. Изображения животных на крыше считали оберегами. Перед строительством приносили в жертву коня или петуха. Для обеспечения благополучия рода под угол дома закладывали череп конской головы, а между брёвнами — клочки шерсти. Окна считались глазами дома. Долгое время они были волоковыми: в прорубленное в двух брёвнах отверстие вставляли раму с деревянной задвижкой, которая ходила по пазам и имела отверстие — гляделку. У богатых людей окна закрывали кусочками слюды, а у бедных — рыбьим пузырём. Задняя часть дома с туалетом называлась задок.
Выражение «начнём от печки» подчёркивает роль этого сооружения. Поначалу печь складывали из камней и называли каменкой, а позднее делали глинобитной, ставили на фундамент из столбов (опечек), сверху выкладывали днище (под), сверху — свод с отверстием (устьем). В богатых домах дым от печи стали выводить через трубы, а у бедняков в курных избах дым распространялся по всему жилищу, выходя через щели к крыше. Тогда говорили: «Горечи дымной не претерпев, тепла не видать». Однако курные избы имели и ряд преимуществ. Прокопчённое дерево меньше гнило, и изба сохранялась дольше. «Чёрная» печь требовала меньше дров и давала больше тепла. Курные избы редко отсыревали, в них не было боящихся дыма мух и комаров. Печь служила плитой для приготовления пищи, лежанкой для сна, сушкой для утвари и запасов, баней для стариков и детей. Печь ставили в северной части, а окна прорубали в южной части избы. Углы в доме были чётко обозначены: печной, по диагонали от него красный (парадный), рядом упечь (женский) и коник (мужской). Место у печи называли бабий кут (угол) или упечь. Слово «упечь» означает непосильную работу или кабалу, каковой была женская доля. Для спанья и работы хозяину служил сундук — лавка с конской головой, поэтому весь угол назвали коником. Каждый предмет в доме имел магический смысл. Неподвижные лавки отделывали резьбой — опушкой. Она же была на полках — сыпухах, удерживающих оседавшую сверху сажу. Языческая резьба покрывала края доски массивного дубового стола и грани его ножек, а также сундук. Дом освещали светцами с горящей лучиной, под которые ставили ящик с песком или корыто с водой. В плошки — плоские чашечки с загнутым краем и ручкой — вставляли фитиль и наливали масло. В доме обычно было два рукомойника: подвесной для ежедневного мытья рук и баран с двумя носиками для умывания ромашковой водой. Говорили: «Встану рано, пойду к барану, большому носу, глиняной голове!» Около печи хранили необходимую утварь — рогатые ухваты для горшков, чапельник для сковород, деревянную лопату для хлеба, кочергу. <<< К началу параграфа Окончание параграфа >>>
|
|
|