Главная >> История России. 10 класс. Данилов

Глава 2. Древнерусское государство

§ 17. Повседневная жизнь и представления о природе и обществе в Древней Руси (окончание)

Продукты природы на столе

Основным продуктом на княжеском, боярском, крестьянском столах был хлеб. С XI в. на Руси ели ржаной хлеб, а пшеничный считали праздничным блюдом. Хлеб пекли дома два раза в неделю. Пиры всегда сопровождали пироги. Наиболее древние пироги — ватрушки, лесенки и колядки. Ватрушка происходит от слова «ватра» — очаг, огонь, поэтому ватрушка имела круглую форму и творожную середину, символизирующую солнце и огонь внутри очага. В сладком пироге-лесенке делали перекладины из теста в форме лестницы. Колядки были четырёхугольной формы с фаршем.

Жидкие блюда именовали варевом, их делили на холодные и горячие. К горячим относили уху — отвар из рыбы, мяса или птицы с перцем и луком и щи — отвар из овощей и муки. Щи на рыбном бульоне варили из снетков с кислой капустой. Щи на мясном бульоне украшали столы бояр и князей, а крестьяне довольствовались, как правило, пустыми щами из овощей, крапивы, щавеля, приправленных иногда сливками. Были и холодные супы: тюря из кваса, ржаных сухарей и лука, окрошка из огурцов, грибов, хлеба и кваса. Из ботвы свёклы готовили ботвинью, добавляя щавель, лук, огурцы, яйцо, сушёную рыбу, квас и сыворотку.

Без каши не проходило ни одного важного события, её считали символом богатства и благополучия в семье. На стенках некоторых славянских горшков для каши сохранились волнистые линии — символы необходимого уровня семейных запасов. Кашу варили из полбы, толокна — толчёного овса, гороха, сухарей, сушёной рыбы. Простые люди в овсяную кашу добавляли морковь и тмин, а бояре — говяжьи потроха. Издавна из ржаной или подквашенной овсяной муки готовили похожий на студень кисель.

Порядок застолья был такой: сначала ложками выхлёбывали всё жидкое, затем приступали к гуще, мясо делили поровну. Мясо жарили на вертеле, тушили с луком и перцем, варили в рассоле, засаливали в бочках. Поросят и птиц зажаривали в печи целиком.

Главным овощем на Руси считали репу, из которой готовили пареную репню с постным маслом. Капусту потребляли в сыром, варёном, квашеном виде. Популярны были также горох и редька, лук, чеснок, грибы. Свёклу, морковь и огурцы ели гораздо меньше. С Востока на Русь привозили лавровый лист и перец. В Русской Правде упоминаются яблоки, груши, сливы и вишни. Приправами служили муковники, рассолы, хрен, горчица, льняное, оливковое и ореховое масло. Сметану называли забелой, творог — сыром, отсюда — сырники, Сырная неделя.

Старинными русскими блюдами были яичница с мёдом и дрочёна — запеканка из яиц, муки и моркови. К сладким заедкам относили засахаренные в меду фрукты, чернослив, сушёную вишню, орехи, варенье. Из ягод готовили взвары и сладкую массу с пряностями — мазюню. В боярских домах из яблочной массы и яичного белка делали пастилу, а из ягодных соков, мёда, белков — десерт «бабья кожа», похожий на зефир. Люди пили отвары листьев иван-чая, кипрея, липы, зверобоя, земляники. Медовые хмельные напитки готовили на основе ягод, трав, дрожжей и хмеля. Простые люди пили квас, а знать — привозные вина с пряностями.

Завтрак был очень скромным и состоял часто из остатков вчерашней пищи. На обед ели суп, кашу и взвар. Ужин состоял из овощого или рыбного блюда. В богатых домах пользовались оловянной посудой, в бедных — глиняной. Стол украшали серебряные ендовы, братины, ковши, чарки, кубки. Деревянными были только ложки и солонки.

Будни русской семьи

Ритм жизни людей зависел от природы и сельскохозяйственных циклов. Повседневная жизнь князей, бояр, купцов, ремесленников и крестьян была однообразна, скрыта от посторонних глаз, спрятана за высокие заборы и охраняема замками и собаками. Дни почти не отличались друг от друга. Вставали рано: летом с восходом солнца, зимой задолго до рассвета. После умывания и чистки зубов корой, квасцами или солью вся семья собиралась на молитву. Затем хозяин дома занимался службой, ремеслом, торговлей или земледелием, а хозяйка — выпечкой хлеба и стиркой. Боярыня обычно давала распоряжения по приготовлению пищи и рукоделию. Крестьянка готовила пойло для скота, топила печь и стряпала.

В полдень семья обедала. В богатых домах после обеда кормили странников, калек и юродивых. Помощь нищим, убогим, сиротам считалась лучшим средством для спасения души. Старинным обычаем был послеобеденный отдых. Спать днём ложились не в кровати, а на лавки.

Во второй половине дня ходили в баню. Баню считали оберегом от всяких напастей и недугов. Веники заготавливали в начале июня, пока лист берёзы не стал жёстким. В год на одного человека уходило до 70 веников, так как парились им только один раз. Говорили: «Баня парит, баня правит». Баня состояла из двух помещений — предбанника и парилки. В предбаннике отдыхали и оставляли одежду. При входе в парилку находилась печь — каменка из валунов. В нижней части каменки разжигали дрова, а в верхней стоял котёл с кипящей водой. На горячие камни лили квас, и баня заполнялась целебным паром. У стены ближе к потолку располагался полок — помост для парки.

После ужина наступало короткое время для досуга. В богатых домах держали бахаря — рассказчика сказок и былин, гусляра или домрачея — исполнителя песен под музыку, шутов и карликов, забавляющих шутками и прибаутками. Популярны, несмотря на осуждение церкви, были игры в шахматы, шашки и зернь. Утехой для знати являлась охота на зверя — тура, лося, оленя, медведя.

На охоте молодые люди проявляли силу, храбрость, мужество, приучались владеть луком и стрелами. Сеткой, куда в качестве приманки сажали голубя, ловили соколов. Затем этих птиц обучали охоте на лебедей, журавлей, гусей, уток. Церковь осуждала также и охоту.

Жизнь в доме заканчивалась с наступлением сумерек. В 8 часов вечера вся семья ложилась спать. С вечера до утра несли дозор: были слышны звуки колотушки — широкой палки с привязанным к ней на верёвке деревянным шариком.

От крестин до поминок

На восьмой день после рождения ребёнка крестили и давали имя святого покровителя. Однако на протяжении почти всей истории Древней Руси и у князей, и у простых людей сохранялись и вторые языческие имена. С целью магической защиты родившегося ребёнка заворачивали в отцовскую (девочек) и материнскую (мальчиков) рубаху. Люльку накрывали юбкой матери и клали в неё обереги: девочке — гребень, мальчику — лучок с тетивой. В 1 год устраивали постриги с магическим обрядом: ребёнка сажали на положенную вверх мехом шубу и постригали волосы. С 4 лет детей приучали к молитве. Умственному развитию способствовали сказки, загадки, потешки, прибаутки. Игрушками служили деревянные лошади, медведи, собаки, свистульки, куклы, глиняные фигуры людей. В глубокой древности появились игры — лапта, бабки, городки, свайки, которые прививали ловкость, смекалку и обучали счёту.

игрушка, найденная археологами при раскопках в Новгороде

С 6—7 лет детей приучали к ремеслу, поэтому говорили: «В год — сосут, через год — стригут, а там и в хомут». Девочек обучали прясть, ткать, шить и вышивать. Мальчиков из знатных семей опекали воспитатели — пестуны, учили их грамоте, ремёслам, ездить на лошади. Писали на берестяных листах. Ученик по книгам учил буквы, ежедневные молитвы, тексты псалмов.

Завершение человеческой жизни также было связано со многими христианскими и языческими обрядами. Мёртвый мир считался миром наоборот, поэтому одежду на покойниках застёгивали навыворот, использовали обратный шов (иголку вели от себя) при шитье савана и обуви.

Ладьевидный гроб выносили через задний двор и провожали на тёмных санях до кладбища, где ставили каменную плиту (цку) и сооружали мавзолей — палатку. После похорон шли в баню, затем на поминки. Строго соблюдали траур — печалью, смирением и неустанной молитвой за ушедших предков.

Проверяем себя

1. В чём языческие убеждения жителей Древней Руси противоречили христианской религии? Какие обычаи и нравы изменились после Крещения Руси?

2. В чём проявлялся магический смысл костюмов древних славян?

3. Какие обычаи и почему соблюдали жители Древней Руси при строительстве жилья? Назовите преимущества курной избы крестьянина.

4. Назовите элементы повседневной одежды древних русичей.

5. Какое влияние оказывала духовная жизнь и верования русичей на их повседневный быт? Какие общие черты были присущи повседневной жизни всех слоёв населения Древней Руси?

Думаем, обсуждаем

1. Подготовьте сообщение «Первые школы в Древней Руси». Обсудите его в классе.

2. Как вы думаете, какие элементы повседневной жизни вошли в жилище наших предков после Крещения Руси?

3. Составьте меню обеда крестьянина и боярина.

4. Составьте таблицу «Древнерусская одежда», включив в графы по вертикали детали древнерусских одежд, а в графы по горизонтали её функции.

5. Найдите в современном русском языке крылатые выражения, связанные с одеждой славян, и объясните их происхождение и смысл.

Работаем с источниками, выполняем задания

1. На основе документа проанализируйте роль бороды в повседневной жизни на Руси. (Для справки: конь стоил тогда 2 гривны, корова— меньше 1 гривны, 10 овец— 1 гривну.)

Документ
Из Русской Правды

А если кто вырвет у кого клок бороды и останется знак от этого, к тому же будут свидетели, то платить 12 гривен штрафа.

2. Укажите, какие неточности были допущены венецианским купцом в описании русской еды.

Документ
Из сочинения итальянца И. Барбаро «Путешествие в Тану»

Изобилие хлеба и мяса в Москве можно представить себе по тому, как продают мясо, его дают не на вес, а просто на глаз, причём не менее четырёх фунтов за один маркет. На один дукат получают 70 кур, а один гусь стоит три маркета. Фруктов там нет, за исключением кое-каких яблок и лесных орехов. Там нет винограда, но одни изготовляют вино из мёда, другие варят брагу из проса. И в то и в другое кладут цветы хмеля, которые создают брожение, получается напиток, одуряющий и опьяняющий, как вино.

3. Используя документ, составьте портрет злой и доброй жены в понимании жителей Древней Руси.

Документ
Из «Моления Даниила Заточника». XII в.

Что такое злая жена? Торговка плутоватая, кощуница бесовская. Что такое злая жена? Людская смута, ослепление уму, заводила всякой злобе, в церкви сборщица дани для беса, защитница греха, заграда от спасения. Если какой муж смотрит на красоту жены своей и на её ласковые и льстивые слова, а дел её не проверяет, то дай бог ему лихорадкой болеть, и да будет он проклят. Хорошая жена — венец мужу своему и беспечалие, а злая жена — горе лютое и разорение дому. Ибо злая жена ни ученья не слушает, ни священника не чтит, ни Бога не боится, ни людей не стыдится, но всех укоряет и всех осуждает. Нет на земле ничего лютее женской злобы.

4. Напишите историческое эссе на тему «Летний день русского пахаря».

<<< К началу параграфа                       Следующий параграф >>>

 

 

???????@Mail.ru