Главная >> История России. 10 класс. Данилов

Глава 3. Московское государство

§ 26. Культура России XVI—XVII вв. Материалы для семинара (окончание)

8. Архитектура

Из работы В. Седова «Италия — экспортёр красоты»

Во второй половине XV века Московское княжество собрало вокруг себя разрозненные земли подчинённой татарам Северо-Восточной Руси и освободилось от зависимости Золотой Орды. Возрастающее значение Москвы требовало архитектурного оформления столицы. Причиной, по которой Италию выбрали в качестве архитектурного донора, было желание перенести изысканные и учёные формы Ренессанса в свою столицу (как было во Франции, Венгрии и Польше). С 1471 г. дипломатические миссии Москвы в Италии начинают разыскивать архитекторов для обширного строительства.

Успенский собор Московского кремля. Архитектор Аристотель Фиораванти

Первым приехал известный болонский инженер и архитектор Аристотель Фиораванти, который организовал для строительства Успенского собора производство кирпича и железных связей и возвёл величественное здание главного храма Русской митрополии. В Успенском соборе Московского Кремля итальянский зодчий попытался создать новый образ православного храма: пятикупольная композиция верха и стилизованный романский декор напоминали об Успенском соборе во Владимире, а симметричная расстановка столбов в интерьере и зальное пространство с крестовыми сводами в одном уровне принадлежали европейской традиции рационального осмысления внутреннего пространства. В результате сложился непротиворечивый образ, который лёг в основу многочисленных соборных храмов России XVI—XVII веков.

Вслед за Аристотелем вместе с возвращающимися из Италии дипломатическими миссиями в Москву стали прибывать другие итальянские мастера, которых в это время называли «Фрязями» или «Фрязинами», то есть итальянцами: Пьетро Антонио Со лари, Марк Фрязин, Бон Фрязин, Алевиз Старый, Антон Фрязин. Эти архитекторы предприняли грандиозную перестройку резиденции московских великих князей — Московского Кремля. В великокняжеском дворце и Грановитой палате художественные принципы Ренессанса сказались в полной мере: здесь господствует или итальянская инженерная мысль, или декоративная стихия итальянского Возрождения. Величественные стены и башни из кирпича сменили обветшавшие белокаменные укрепления XIV века и создали новый облик столицы. Особенности оборонительной системы Кремля позволяют говорить о том, что в её основу положены принципы, распространённые в Северной Италии в XV веке. Эти же принципы характерны для сооружённых вслед за Московским Кремлём кремлей в Новгороде и Коломне, выстроенных, вероятно, теми же итальянскими архитекторами.

Церковь Вознесения в селе Коломенском под Москвой

В начале XVI века итальянский архитектор Алевиз Новый в Архангельском соборе Московского Кремля применил на фасадах ордерную систему венецианской версии Ренессанса, а в общей схеме здания и в интерьере переделал схему Успенского собора Фиораванти в сторону большего выделения подкупольного пространства и пространственного креста. В первые три десятилетия XVI века были возведены десятки памятников, в которых итальянские зодчие варьируют ту же схему, причём иногда в полном виде (соборы в Ростове, Хутынском монастыре близ Новгорода), а иногда — в сокращённом (собор в Дмитрове, собор Спасского монастыря в Ярославле). Отдельные детали декора и схемы устройства сводов перенимали и русские архитекторы, так что первая треть XVI века была временем безраздельного господства итальянской инженерии и стиля.

Поначалу оригинальные композиции встречались в творчестве итальянцев нечасто (многолепестковый храм в основании колокольни Ивана Великого, сооружённой Боном Фрязиным, и многолепестковый храм в Петровском монастыре в Москве, связываемый с именем Алевиза Старого). Позже итальянцы создали такие сложнейшие по композиции и декору памятники, как церковь Вознесения в Коломенском — загородной усадьбе великого князя Василия III. Её возведение приписывают Петроку Малому, построившему протобастион- ные укрепления Китай-города в Москве.

Значение сделанного итальянскими мастерами в конце XV — первой трети XVI века было столь велико, что на протяжении XVI и даже начала XVII веков в постройках русских зодчих встречаются многочисленные «итальянизмы»: ордерные формы, декоративные детали и отточенные сводчатые конструкции. Приглашение итальянцев в Россию не привело к импорту Ренессанса, как в остальной Европе, но заложило основу позднесредневековой ордерности русской архитектуры и приблизило её технически к европейским школам.

9. Живопись

Из работы С. Липатовой «Имея талант иконописательства, вручённый моему ничтожеству...»

О русском иконописце XVII века Симоне Ушакове»

XVII век — это время высокой книжной образованности общества, время последнего взлёта монументальной храмовой живописи, когда создаются многочисленные ансамбли росписей... время нового расцвета архитектуры и декоративно-прикладного искусства, а также широкой деятельности первоклассных мастеров Оружейной палаты, среди которых главное место принадлежит Симону Ушакову.

Именно иконопись Симона Ушакова отражает те идеалы, которыми жила его эпоха, подобно тому как искусство Андрея Рублёва является свидетельством своего времени...

Помимо иконописания, Ушаков, состоя на государственной службе, делал рисунки для знамён, монет и украшения оружия, чертил карты, планы, поновлял древнюю живопись в храмах, наблюдал за проведением различных художественных работ.

Троица. Икона Симона Ушакова

Среди сохранившихся произведений — иконы, гравюры и иллюстрации к книгам, а также «Слово к люботщательному иконного писания»... Небольшой трактат Ушакова является и словом в защиту почитания святых икон, так как содержит рассуждения о соотношении образа и первообраза и осуждает хуление икон. Кроме того, в нём говорится о превосходстве иконописания (изобразительного искусства) над прочими видами художеств, а также о личной ответственности художника за свои работы. «Многие из нас, владеющие искусством живописи, пишут то, что скорее достойно смеха, чем благоговения и умиления, этим они вызывают гнев Божий и [подвергают себя] осуждению иностранцев и великому посрамлению от честных людей»... Осмысление авторской ответственности является чертой нового менталитета человека XVII века. Художник осознаёт, что стоит не только пред Божиими очами, но и перед судом общества...

Все иконы Симона Ушакова объединяет стремление соединить многовековые традиции византийско-русского иконописания и некоторые новые тенденции, пришедшие на Русь в XVII веке из искусства западноевропейских стран. Целью художника было не слепое копирование древних образов и не бессмысленное подражание европейской живописи, а попытка обновить русскую живопись, которая не могла оставаться неизменной ввиду новых исторических условий. При этом икона не должна была превращаться в картину, иллюстрацию, но должна была оставаться истинным православным моленным образом, возводившим к Первообразу.

Стиль письма Ушакова получил название «живоподобие», которое ошибочно трактуется как светотеневая моделировка ликов, приближенная к реалистической манере. В действительности же, несмотря на большую анатомическую точность и появившийся объём, иконы Ушакова созданы в традиционной иконописной технике. Его чрезвычайно интересует написание ликов, именно поэтому в его наследии более десяти икон «Спаса Нерукотворного». Работая над другими образами, он чаще всего поручал «доличное» (фон, одежды и прочее) своим ученикам, а сам писал только лики. Доводя свою манеру до совершенства, Ушаков пытался передать и Божественное, и человеческое, создать образы воплотившегося Господа, Богочеловека. В его иконах присутствует большая, по сравнению с древними образами, осязаемость, телесность, однако свет по-прежнему идёт изнутри, не имея физической характеристики и источника извне.

Значение творчества Ушакова для русского искусства XVII — начала XVIII века оценивалось неоднозначно. Г. Филимонов, ещё в конце XIX века посвятивший Ушакову большое исследование, считал, что значение художественной деятельности Ушакова состоит в облегчении перехода от иконописи к живописи. И.Э. Грабарь в первом издании «Истории русского искусства» крайне отрицательно высказался о деятельности всех царских иконописцев, с которыми «кончилась русская иконопись, но русская живопись, о которой иным из них как будто грезилось, с ними не началась». Новые оценки иконопись мастера Оружейной палаты получила лишь в последнее время. Так, Э.С. Смирнова считает, что «произведения Симона Ушакова и его учеников не являются свидетельством какого- либо серьёзного шага к новой художественной культуре и оставались в пределах художественных традиций православного Средневековья». Нам также представляется, что художник не переступил ту грань, которая отделяет иконопись от живописи.

10. Театр

Из работы «Всемирная история в 10 томах Т. V. Гл. VII. Россия во второй половине XVII в.»

Большим культурным событием было появление в России театральных постановок. Русский театр возник при дворе царя Алексея Михайловича. Для него Симеон Полоцкий написал «Комедию притчи о блудном сыне». В ней изображалась история блудного сына, раскаявшегося после распутной жизни и обратно принятого отцом. Для представления в подмосковном царском селе Преображенском выстроили «комедийную храмину». Здесь была разыграна пьеса «Артаксерксово действо» на библейский сюжет. Пьеса чрезвычайно понравилась Алексею Михайловичу, а царский духовник избавил его от сомнений в греховности театра, указав на примеры византийских благочестивых царей, любивших театральные зрелища. Режиссёром придворного театра был Грегори, пастор из Немецкой слободы. Вскоре его место занял С. Чижинский, воспитанник Киевской духовной академии (1675 г.). В том же году в придворном театре были поставлены балет и две новые комедии: об Адаме и Еве, об Иосифе. Труппа придворного театра насчитывала свыше 70 человек исключительно мужского состава, так как женские роли исполнялись также мужчинами; среди них были и дети — «неискусные и несмышлёные отрочата».

Вопросы и задания

1. Определите характерные черты культурного развития 1 2 3 России в XVI в. В чём выразился кризис традиционной древнерусской культуры? Каковы новые черты русской культуры XVII в.? Каковы причины изменений, происшедших в русской культуре XVII в.? Чем вызвано последовательное возрастание в русской культуре XVI—XVII вв. личностного начала? Какие формы и направленность приобретает личностное, авторское начало в поздней древнерусской культуре? Как соотносятся в культуре Московской Руси государственная и личностная составляющие? В чём причина усиления западного влияния на русскую культуру XVII в.? В чём двойственность, противоречивость иностранного влияния на культуру в России? Как вы думаете, чем был обусловлен раскол русского общества в XVII в.?

2. Какие факты доказывают широкое распространение грамотности в России XVI—XVII вв.? Как вы думаете, в чём причины этого явления? Где и как русские люди получали образование в этот период? Какие проблемы в области образования являлись самыми насущными? Какие подходы к организации школьного дела сформировались в это время? Каковы заслуги Симеона Полоцкого в становлении образования в России? Подготовьте сообщение о деятельности братьев Лихудов в России.

3. Вспомните, где и когда появилось книгопечатание. Когда наша страна познакомилась с печатными книгами? Каковы причины появления печатного дела в России? Почему книгопечатание на Руси стало государственным делом? Каковы этапы становления печатного дела в этот период? Каковы заслуги Ивана Фёдорова в становлении печатного дела в России? Подготовьте сообщение о жизненном пути Ивана Фёдорова.

4. Сравните научные знания русских людей XVI—XVII вв. с их научными знаниями в предшествующие периоды. Какие изменения произошли за это время? Что сохранилось от прежних представлений? В каких отраслях научных знаний произошёл существенный прогресс? Чем это было вызвано?

5. Каковы особенности литературы XVI в. в сравнении с предшествующим периодом? Как политические процессы этого периода отразились на русской литературе? Какие жанры преобладали в литературе этого периода? Почему XVI век стал золотым веком русской публицистики? Какие проблемы поднимались в произведениях этого жанра? Почему академик Д.С. Лихачёв характеризовал XVI в. как век «второго монументализма»? Какие изменения по сравнению с XVI в. происходят в русской литературе XVII в.? Какие новые литературные жанры появляются в XVII в.? В чём причина литературного жанрового многоцветья этого периода?

6. Какие причины побудили русское правительство обратиться за помощью к итальянским архитекторам? Каков вклад итальянских мастеров в строительное дело на Руси? Какие шедевры московской архитектуры были созданы под руководством итальянских мастеров? Каковы стилевые особенности архитектуры этого периода? Каково значение шатрового стиля в русской архитектуре XVI в.? Подготовьте сообщение об истории создания собора Василия Блаженного в Москве. Как вы думаете, почему при патриархе Никоне было запрещено строительство шатровых храмов? Какие новые явления в русской архитектуре по сравнению с предыдущим столетием появились в XVII в.? Подумайте, о чём свидетельствуют эти изменения. Покажите связь между происходившими в XVI—XVII вв. политическими событиями и архитектурными стилями.

7. Подумайте, почему начавшееся в годы Смуты сближение России с Западной Европой привело к изменению традиций русской живописной школы. Какие новые явления по сравнению с XVI в. возникли в русской живописи XVII в.? С чем, на ваш взгляд, это связано? Почему С. Ушакова можно назвать последним русским иконописцем?

8. Какие тенденции в развитии русской культуры XVII в. отразились в становлении театрального искусства? Какие жанры театрального искусства существовали в этот период? Подумайте, почему гражданские власти столь долго мирились с существованием скоморохов. Какую роль стал играть театр в жизни московского высшего света? Чем отличается театр XVII в. от современного?

<<< К началу параграфа                       Следующий параграф >>>

 

 

???????@Mail.ru