|
|
|
Глава 3. Московское государство
§ 26. Культура России XVI—XVII вв. Материалы для семинара (продолжение)4. КнигопечатаниеИз работы М.Н. Тихомирова «Начало книгопечатания в России» Печатные книги, несомненно, проникали в Россию уже с конца XV в. Вероятно, это были книги на славянском, греческом и латинском языках... Однако решительные шаги для введения книгопечатания в России были сделаны только в середине XVI в. ...Возникновение книгопечатания в России, конечно, не было делом инициативы отдельных лиц. Оно явилось прямым следствием политического и культурного развития России. Но были и особые причины, побудившие Ивана IV и митрополита Макария приступить к работе над созданием печатного дела в России именно в 1553 г. ...Толчком к введению книгопечатания в России послужила необходимость иметь значительное количество церковных книг с унифицированным текстом для церквей завоёванного Поволжья, а также для борьбы с различного рода отклонениями от официального православия. С 1553 г. начаты были работы по устройству типографии в Москве. Кому принадлежала эта инициатива, точно неизвестно. Исходила ли она из церковных или светских кругов, мы не знаем, можно только предполагать, что эта инициатива на первых порах была поддержана митрополитом Макарием. Первая типография предположительно была основана при церкви Николы Гостунского в Кремле. В этой первой типографии предположительно работал уже Иван Фёдоров, за которым, таким образом, по праву остаётся имя первопечатника. Типографское оборудование было сделано по венецианским, шире говоря, итальянским образцам, отчего итальянские термины так глубоко и утвердились в русской печатной практике XVI—XVII вв. Первенцем русского типографского мастерства была Триодь постная, вышедшая не позднее 1555 г. Вероятно, одновременно с ней вышла и Триодь цветная, пока не обнаруженная в наших библиотеках. Из работы И.А. Заичкина, И.Н. Почкаева «Русская история: популярный очерк» Для того времени Иван Фёдоров был весьма образованным человеком. В книгопечатании он обрёл своё призвание. Первым его помощником и товарищем по работе в типографии стал Пётр Тимофеевич Мстиславец. К этому времени и Фёдоров, и Мстиславец были уже хорошо обучены типографскому делу... В начале 50-х гг. в Москве уже работала так называемая анонимная типография, выпустившая ряд изданий... без имени автора, без указания на типографию, место и год издания... Строительство государственной типографии, начатое в 1553 г. в Китай-городе на Никольской улице... потом затормозилось. Иван IV был занят военными и государственными делами, а иосифлянское духовенство игнорировало указания митрополита Макария и всячески мешало Ивану Фёдорову. Наконец последовал особый указ царя, и здание типографии было достроено. 19 апреля 1563 г., в день открытия типографии, печатников посетили царь Иван Васильевич и митрополит Макарий. По их указанию и в их присутствии Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец начали набирать и печатать первую книгу — «Апостол». Иван Фёдоров привлёк к работе новых людей — Андроника Тимофеева Невежу и Никифора Тарасьева. 1 марта 1564 г. книга была полностью напечатана и переплетена. «Апостол» был одной из богослужебных книг. Её рукописный текст перед печатью тщательно выверили и отредактировали, освободив от многих ошибок и искажений; все устаревшие слова и выражения заменили более современными и понятными, поэтому язык «Апостола» приближался к живому разговорному языку. Оригинальная техника двухцветной печати «Апостола», его чёткий, красивый шрифт, отличная вёрстка, грамотный текст, а также богатое художественное выполнение заставок и узорных букв, превосходный фронтиспис (иллюстрация в книге, помещаемая на левой стороне разворота титульного листа. — Авт.) — всё это вызывало восхищение читателей первой книги Ивана Фёдорова, изданной им в государственной типографии. «Апостол» 1564 г. не только синтезировал всё лучшее в древнерусских рукописных книгах и в практике «анонимной» типографии, но и стал непревзойдённым образцом печати для многих последующих десятилетий... Заслуживает внимания обстоятельное послесловие, которым Иван Фёдоров сопроводил издание «Апостола». В нём он выступил как просветитель и публицист. В послесловии Фёдоров говорит о высоком предназначении печатного слова и резко критикует рукописные книги за допущенные малограмотными и порой невежественными переписчиками ошибки. После «Апостола» Иван Фёдоров по указанию царя с 7 августа по 29 октября 1565 г. напечатал два издания Часов- ника. Это была не только церковнослужебная книга, но и учебник — по ней московские люди учились читать. 5. Развитие естественно-научных знаний в XVI—XVII вв.Из работы А.Г. Кузьмина «История России с древнейших времён до 1618 г.» Развитие техники и материальной культуры в целом требовало научной переработки целого комплекса возникавших перед изобретателями и мастерами задач. Именно в этот период на Руси зарождаются первые естественно-научные представления о природе, давшие толчок дальнейшему развитию прикладной химии, математики, астрономии, минералогии, географии и геодезии, биологии и медицины. Отличительной чертой научного поиска того времени являлось теологическое восприятие мира. Этим объясняется сохранение значительных псевдонаучных напластований во многих областях знаний. Астрономия продолжала уживаться с астрологическими гаданиями, учёные-химики сплошь и рядом оказывались алхимиками, все более точные географические представления основывались всё же на невероятных и фантастических «космографиях»... Определённые математические знания необходимы были при расчётах конструкций зданий, в торговых операциях, при сборе налогов, в крупном, например литейном, производстве, составлении переписных и писцовых книг, ведении фортификационных работ, определении расстояний, пройденных войском или судовой ратью. В эти века продолжалась разработка наименований для крупных числовых рядов. В конце XV в. на Руси имелись обозначения для десяти тысяч — «тьма», ста тысяч — «легион», миллиона — «леорд»; в XVI в. к ним добавилось обозначение для десяти миллионов — «ворон»; в конце XVI — начале XVII в. появляется название «колода» для обозначения числа в сто миллионов. В конце XV в. зарождается совершенно иной, основанный на математическом планировании принцип проектирования вновь возводимых фортификационных сооружений. До этого русские города строили по линии естественной возвышенности, укрепляя рвами и валами. Теперь же стены и башни новых крепостей стали возводить по пропорциональному геометрическому плану. Первым сооружением такого типа стали укрепления Ивангорода, мощной, квадратной в плане цитадели, заложенной на северо-западной границе России в мае 1492 г. ...Предварительные математические расчёты, несомненно, производились при построении крепостей — Коломенской (1525—1531 гг.), Зарайской (1531 г.) и др. ...Механика как раздел физики, изучающий самые простые и наглядные физические явления, также получила сугубо практическое применение; как правило, при изготовлении различных технических приспособлений... но и при определении механических свойств материалов. Это, в свою очередь, позволило создать уникальные высотные сооружения: храм Вознесения в селе Коломенском (1532 г.), вознёсшийся вверх на 58 м; Покровский собор (1555—1561 гг.) и надстроенный в 1600 г. по приказу Бориса Годунова восьмигранный столп церкви-колокольни Ивана Великого, высота которого с крестом достигла 81 м. Возведение этих сооружений потребовало не только точного расчёта всей конструкции, но и задачи распределения масс на основе храмов. Только с помощью математически и физически верно найденного баланса русские мастера смогли избежать обрушения столь высоких и тяжёлых многоярусных конструкций. Углублению изучения основ механики способствовало появление практической баллистики. Точные расчёты ядра становятся необходимыми при ведении навесного артиллерийского огня из «верховых» орудий (мортир), применявшихся при осаде крепостей. Как правило, цель в таких случаях была укрыта за линией стен, бастионов и других укреплений. Прорыв в освоении основ химии произошёл также после появления и внедрения в военное дело огнестрельного оружия. Необходимость изготовления качественного пороха требовала организации производства селитры, горючей серы и более качественного древесного угля. Мастера «зелейного» (порохового) дела умели изготавливать специальные добавки, улучшавшие качество изготовляемого ими взрывчатого вещества. При производстве зажигательных снарядов каменное ядро обмазывали горючим составом, в которое входили льняное масло, смола, селитра и сера. Для шумового эффекта в порох добавляли сернистую сурьму и сулему. При осаде врагами русских городов в минной войне известны случаи использования осаждёнными «смрадных» составов, в процессе горения которых образовывались удушающие газы. Помимо пороха, в таких случаях использовались сера, водка, селитра, смола и дёготь. 6. Литература в XVI в.Из работы О.В. Творогова «Литература Древней Руси» На рубеже XV—XVI вв. в русской литературе наступает решительный перелом... Наблюдения над составом монастырских библиотек позволили установить, что среди книг, сочинённых, переведённых или переписанных в XVI в., значительно ниже, чем в предшествующем столетии, удельный вес памятников светского содержания. В основном библиотеки пополняются теперь либо богослужебными книгами, либо церковно-догматическими сочинениями, либо памятниками, предназначенными для соборного, то есть коллективного, чтения: житиями, поучениями отцов церкви и т. д. ...Широкое распространение получают жития, хроники, исторические повести. Огромное значение приобретает в XVI в. публицистика. В публицистических сочинениях Ивана Грозного, Андрея Курбского, Ивана Пересветова поднимаются важнейшие проблемы государственного управления, взаимоотношений государя и подданных, церкви и великокняжеской или царской власти. В сочинениях церковных иерархов (Иосифа Волоцкого, Нила Сорского, митрополита Даниила) ведётся полемика с еретиками, обличаются общественные пороки, ведутся споры по вопросам церковного быта и т. д. Расцвет публицистики в XVI в. совершенно естествен — это было время сложных процессов государственного строительства, напряжённой идеологической борьбы. К решению этих важнейших общественных задач и были привлечены основные литературные силы. В этом одна из причин, почему литература вновь становится по преимуществу деловой. Но другая и, пожалуй, основная причина происшедших изменений в развитии литературы состоит в том, что влиятельные церковники не только беспощадно расправились с еретиками, а заодно и со всякого рода проявлением свободомыслия, но и объявили решительную борьбу светскому началу в литературе — «неполезным повестям», «глумам и смехам», «писаниям внешним». Церковь решительно требует, чтобы христиане не избегали «душеполезных повестей», «божественного писания». Эту идею регламентировать круг душеполезного чтения в наилучшей степени реализовал гигантский кодекс, созданный по инициативе новгородского архиепископа Макария (впоследствии митрополита), — «Великие минеи-четьи» — свод всех «святых книг», которые «обретаются» на Руси. Для литературы XVI в. характерно стремление к созданию монументальных «обобщающих предприятий» (термин А.С. Орлова). Это и обширный хронографический свод — «Русский хронограф», это и самая крупная из русских летописей — Никоновская, это многотомный, роскошно иллюстрированный Лицевой свод, уже упомянутые «Великие минеи-четьи», «Степенная книга» — собрание биографий всех выдающихся деятелей русской истории и, наконец, стоящий уже на грани литературы и деловой письменности «Домострой» — свод «поучений и наказаний всякому православному христианину, мужу и жене, и чадом, и рабом, и рабыням». Почти все названные памятники (исключая разве «Домострой») удивительно близки по стилю: XVI век — время торжества экспрессивно-эмоционального стиля, однако утратившего прелесть новизны (особенно в агиографии), ставшего чрезмерно напыщенным и манерным. Это век «второго мо- нументализма» (термин Д.С. Лихачёва), как бы повторяющего в новой обстановке и на новом уровне монументальный историзм XI—XII вв. Это литература торжествующей и уверенной в своей непогрешимости царской власти, торжествующей в своей непреклонной ортодоксии церкви... В XVI в. Русь вступала как могучая держава, стряхнувшая последние оковы иноземного ига, уничтожившая остатки былой феодальной раздробленности (в 1478 г. потеряла свою былую автономию Новгородская земля, в 1510 г. — Псковская земля, около 1521 г. было присоединено Рязанское княжество). Литература, согласно замыслам идеологов времени Василия ш и Ивана IV, должна была неукоснительно служить только великим целям великого государства. 7. Литература в XVII в.Из работы Д.С. Лихачёва «Великое наследие. Классические произведения литературы Древней Руси» Бурные события начала XVII в. порождают огромную и чрезвычайно разнообразную литературу, вводят в неё новые и новые жанры. Здесь и произведения, предназначенные для распространения в качестве политической агитации («Новая повесть о преславном Российском царстве»), и произведения, описывающие события с узколичной точки зрения, в которых авторы не столько повествуют о событиях, сколько оправдываются в своей прошлой деятельности или выставляют свои бывшие (иногда мнимые) заслуги («Сказание Авраамия Палицына», «Повесть Ивана Хворостинина»). Автобиографический момент по-разному закрепляется в XVII в.: здесь и житие матери, составленное сыном («Повесть об Улиании Осоргиной»), и «Азбука», составленная от лица «голого и небогатого человека», и «Послание дворительное недругу», и собственно автобиографии — Аввакума и Епифа- ния, написанные одновременно в одной земляной тюрьме в Пустозерске и представляющие собой своеобразный диптих. Одновременно в XVII в. развивается целый обширный раздел литературы — литературы демократической, в которой значительное место принадлежит сатире в её самых разнообразных жанрах (пародии, сатирико-бытовые повести и пр., и пр.). Появляются произведения, в которых имитируются произведения деловой письменности: дипломатической переписки (вымышленная переписка Ивана Грозного с турецким султаном), дипломатических отчётов (вымышленные статейные списки посольств Сугорского и Ищеина), пародии на богослужение (сатирическая «Служба кабаку»), на судные дела (сатирическая «Повесть о Ерше Ершовиче»), на челобитные, на росписи приданого и т. д. Сравнительно поздно появляется систематическое стихотворство — только в середине XVII в. До того стихи встречались лишь спорадически, так как потребности в любовной лирике удовлетворялись фольклором. Поздно появляется и регулярный театр (только при Алексее Михайловиче). Место его занимали скоморошьи представления. Сюжетную литературу в значительной мере (но не целиком) заменяла сказка. Но в XVII в. в высших слоях общества рядом со сказкой появляются переводы рыцарских романов (повести о Бове, о Петре Златые Ключи, о Мелюзине и пр.). Особую роль в литературе XVII в. начинает играть историческая легенда («Сказание об убиении Даниила Суздальского и о начале Москвы») и даже сочинения по тем или иным вопросам всемирной истории («О причинах гибели царств»). Таким образом, историческая действительность, всё новые и новые потребности общества вызывали необходимость в новых жанрах и новых видах литературы. Количество жанров возрастает необычайно, и многие из них находятся ещё как бы в неустойчивом положении. XVIII веку предстояло сократить и стабилизировать это разнообразие. <<< К началу параграфа Окончание параграфа >>>
|
|
|