Главная >> История России. 10 класс. Данилов

Глава 3. Московское государство

§ 27. Повседневная жизнь и общественные идеалы допетровского времени (XVI—XVII вв.) (окончание)

Праздники и будни

Повседневная жизнь для человека того времени тянулась медленно, значимыми были только события ближайшей округи в пределах видимости с колокольни. Жизнь всех сословий протекала обособленно, в семьях, тогда говорили: «Сидят в своих усадьбах, как медведи в берлогах». Церковь требовала строгого соблюдения постов. Кроме ограничений в еде, в пост все сословия мало говорили, молились дома и ходили в храм. Запрещались песни, пляски, ссоры, ругань, смех. В Вербное воскресенье зародился обычай хлестать друг друга целебной вербой от болезней, давать скотине и ставить в красный угол. Символом жизни и благополучия в семье считали крашеное яйцо к Пасхе. Люди верили, что таким яйцом можно было потушить пожар, вылечить больного, спасти скот, получить с его помощью хороший урожай. Скорлупа считалась целебной. Символом встречи весны теперь стало битьё и катание яиц, когда старались разбить чужое яйцо и сохранить своё. Главным летним праздником стала Троица.

В праздничные дни главные развлечения были связаны со скоморохами — артистами разного жанра. Глумцы — шутники и комедианты -- показывали фарс и сатиру. Самым популярным глумом было представление «Боярин и челобитчики». Другие показывали потехи, т. е. цирковые номера с медведем . Выступали «скоморошьи пары» — медведь с козой — настоящие звери или ряженые скоморохи. Разыгрывались спектакли с глиняными и тряпичными куклами, главной из которых был Петрушка. Повсюду звучала музыка. Играли на домрах, зурнах, волынках, лирах. В XVII в. появилась балалайка. В 1636 г. патриарх, а в 1648 г. царь запретили игру на музыкальных инструментах, но эти запреты мало помогали.

1 сентября начинался новый год. Именно в этот день мальчиков отправляли на учение к «мастерам грамоты». В 1634 г. в Москве был напечатан букварь подьячего Василия Бурцева, а в конце века — монаха Кариона Истомина. По окончании школы ученик становился грамотеем, мог переписывать книги и составлять бумаги, а при условии продолжения учёбы — служить в приказе или стать лекарем.

Врачи тогда очень ценились, получали соболя, деньги и продукты. Медицинские обследования называли «докторские сказки», рецепты — «приказы». В Москве в XVII в. было всего две аптеки с аптекарскими огородами. Лечили людей по книге «Прохладный вертоград», умели делать кровопускание, некоторые операции, вправление суставов. От многого спасала баня.

Врачей в народе нередко почитали за колдунов, так как многие из них практиковали языческие способы лечения, например «чудеса в решете». Решето считали небесным сводом, поэтому больного человека поливали из решета. От эпидемий чумы и холеры практиковали окуривание помещении можжевельником и полынью. В 1656 г. в Москве появилась первая больница, созданная боярином Ф.М. Ртищевым.

Проверяем себя

1. В чём выражались изменения в системе нравственных ценностей жителей России в XVI—XVII вв. и чем эти изменения были обусловлены? Как иноземные вторжения влияли на это?

2. Каково было положение иностранцев в России в XVI в., как и почему оно изменилось к концу XVII в.?

3. Охарактеризуйте положение женщин в России допетровского времени в боярской и крестьянской среде. Выделите общие черты.

4. Что нового появилось в пище русских людей в XVI—XVII вв.?

5. Почему большое значение придавали месту в гостях? Какие правила и обряды должен был знать гость допетровского времени?

Думаем, обсуждаем

1. Составьте таблицу «Положительные и отрицательные факторы иноземного влияния на российскую повседневность XVI—XVII вв.».

2. Составьте список вещей и продуктов, используемых на старинной свадьбе, и объясните их символическое значение.

3. Придумайте небольшой рассказ об одной из героинь картины А.П. Рябушкина «Свадебный поезд».

4. Начертите реконструкцию: 1) боярского дома; 2) двора. Обозначьте все их составляющие элементы.

5. Напишите исследование на тему «Старое и новое в боярском быту», используя картину А.М. Васнецова «В горнице древнерусского дома».

6. Составьте меню царского или боярского пира для постного и скоромного дня.

Работаем с источниками, выполняем задания

1. Какие выводы о положении женщины в допетровской Руси можно сделать из приведённых ниже документов?

Документ
Из книги А. Олеария «Новое описание путешествия на Восток». XVII в.

Обыкновенно все сколько-нибудь знатные люди воспитывают дочерей своих в закрытых покоях, скрывают их от людей, и жених видит невесту не раньше, как получив её к себе в брачный покой. Поэтому иного обманывают и вместо красивой невесты дают ему безобразную и больную, иногда же вместо дочери — какую-либо подругу её или даже служанку. Там известны такие примеры у высоких лиц, и поэтому нельзя удивляться, что часто муж или жена живут как кошка с собакою...

Документ
Из «Домостроя». XVI в.

Богу и мужу угодить и дом свой подобру устроить, и во всём покоряться мужу; а что муж накажет, с любовью и страхом внимать и исполнять по наставлению и согласно тому, что здесь писано. Да всякий бы день у мужа жена спрашивала да советовалась обо всём хозяйстве, припоминая, что нужно. А в гости ходить и к себе приглашать и пересылаться — только с кем разрешит муж.

2. Выявите по документам различия в питании сословий России.

Документ
Из «Домостроя». XVI в.

Пироги постные боярские. Пирожки в ореховом масле, жаренные с горошком, пироги подовые кисленькие с горошком, пироги с маком большие, жаренные на конопляном масле с горошком, да большой пирог с маковым соком да сочнями, пирог с визигой большой, пирог с сигами, пирог сомий, пирог с сельдями, пирог с сочнями (тонкие лепёшки с творогом, яйцом или жидкой кашей), а внутри переложен блинчиками.

Документ
Из книги Й. Стрюйса «Путешествие в Россию голландца». XVI в.

Самая обыкновенная пища народа: каша, горох, кислая капуста, солёная рыба, ржаной хлеб, такой тяжёлый, чёрный и плотный, что нет народа, у которого желудок был бы в состоянии его переварить. Всё, что он ест, приправляется таким количеством чесноку и луку, что дыхание его невыносимо для тех, кто не употребляет этих приправ.

Документ
Из книги Н. Витсена «Путешествие в Московию». XVII в.

Первым блюдом обеда купца были засахаренные сливы и огурцы, на второе подали курицу в бачке, на третье — кусок свинины с уксусным соусом, который они ели ложками. Четвёртое — какая-то странная жидкость, которую позже едят ложками. Пятое — паштет из мяса с луком.

Документ
Меню обеда священника. 15 января 1698 г.

Папошник (мягкий пшеничный хлеб). Сиг бочешный под хреном. Пирог круглый со «щучьми телесами». Пирог косой с сыром. Пироги подовые с яйцами. Сырники. Оладьи путные. Блюдо пирогов — карасей. Сбитень. Сельди свежие в тесте. Кисель холодный со сливками. Кисель горячий с маслом. Окунь рассольный. Уха сборная. Уха язевая на сковороде. Звено лосося. Потроха щучьи свежие. Щи с тешею. Головы белужьи просольные. Схаб белужий паровой. Стерлядь паровая свежая. Кружок тельной.

3. На основе свидетельств, оставленных иностранцами, составьте описание внешнего вида и одежды русских людей XVI — XVII вв. Какие детали в одеянии русских могли вызвать удивление у иностранцев? Какие иноземные влияния проявились в одежде российской знати?

Документ
Из книги Дж. Флетчера «О государстве Русском». XVI в.

Верхняя одежда широкая, называемая опашень, обыкновенно красная, с пышными и полными рукавами, висящими до земли, застёгивается спереди большими золотыми или, по крайней мере, серебряными вызолоченными пуговицами, величиной почти с грецкий орех. Сверху, под воротником, к ней пришит ещё другой большой широкий воротник из дорогого меха, который вшит почти до половины спины. Под опашнем, или верхней одеждой, носят другую, называемую летником, шитую спереди без разреза, с большими широкими рукавами, коих половина до локтя делается обыкновенно из золотой парчи, под нею же ферязь земскую, которая надевается свободно и застёгивается до самых ног.

Документ
Из книги А. Дженкисона «Путешествие из Лондона в Москву». XVI в.

На голове он носит белый колпак с пуговицами из серебра, золота, жемчуга и драгоценных камней и шапку из чёрной лисицы, сильно расширяющуюся кверху.

Документ
Из книги А. Олеария «Путешествие в Московию». XVII в.

Женщины скручивают свои волосы под шапками, взрослые девицы оставляют их сплетёнными в косу на спине, привязывая внизу косы красную шёлковую кисть.

Документ
Из книги Я. Рейтенфельса «Сказания светлейшему герцогу Тосканскому». XVII в.

Чулки они носят из грубой косматой шерсти, по большей части просторные и без подвязок, а каблуки их башмаков так высоки, что ходить весьма трудно.

4. Найдите черты сходства и различия в системе ценностей российского и западноевропейского крестьянина. Чем их можно объяснить?

Документ
Из книги историка Б.Н. Миронова «Историческая социология России»

В системе ценностей крестьянина по порядку важности находились достаток, понимаемый как удовлетворение скромных материальных потребностей, уважение односельчан, праведность жизни, дети. Счастье, или, как сказал бы современный человек, жизненный успех, состояло в том, чтобы прожить жизнь в труде, здоровье и достатке, но обязательно в соответствии с обычаями и традициями, завещанными предками, по правде и по совести, чтобы иметь большую семью и много детей, пользоваться уважением односельчан, не совершить много грехов, не уезжать из своей деревни и умереть на родине в кругу близких и друзей, успев покаяться перед священником в совершённых прегрешениях.

К власти и славе, в современном понимании этих слов, крестьянин относился равнодушно, к богатству — противоречиво. С одной стороны, он понимал, что деньги могут дать власть, силу и материальное благополучие. С другой — считал, что богатство аморально, так как всегда нажито не по совести и правде, в ущерб другим и за счёт других.

<<< К началу параграфа                       Следующий параграф >>>

 

 

???????@Mail.ru