Главная >> История России. 10 класс. Данилов

Глава 1. Введение в историю

§ 3. Россия во всемирной истории. Особенности российской истори (окончание)

Влияние на русскую историю религиозного фактора

Если рассмотренные выше факторы сформировали тело России, темперамент, навыки и привычки русского народа, то религия — восточное христианство, православие — воспитала душу народа.

Как в своё время отмечал выдающийся русский мыслитель, один из основоположников славянофильства И.В. Киреевский, каждый христианский «народ, вследствие местных, племенных или исторических случайностей развивший в себе преимущественно одну какую-нибудь сторону умственной деятельности, естественно должен был и в духовной жизни своей и в писаниях своих богословов удерживать тот же свой особенный характер...». Соответственно в западном (католицизме) и восточном (православии) христианстве не могли не отразиться особенности римской и греческой цивилизаций.

По мнению Н.Я. Данилевского, эллинский культурноисторический тип «был типом культурным, и притом преимущественно художественно-культурным», римский же — политическим, развившим и осуществившим с успехом «одну лишь политическую сторону человеческой деятельности». А потому «сообразно основной черте психического строя греков, их религия получила исключительно эстетический характер, — религия римлян, также соответственно основным свойствам их мировоззрения и культуры, получила характер политический». Другая характерная черта римской цивилизации, тесно связанная с первой, — её рационализм (не случайно всесторонне разработанная система права — так называемое римское право — появилась именно в Риме, а не в Греции).

Документ
Из работы И.В. Киреевского «О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России»

«Отличительный склад римского ума заключался в том именно, что в нём наружная рассудочность брала перевес над внутреннею сущностью вещей.

Для греков же была характерна склонность к отвлечённому мышлению о высоких материях и способность к тонкому логическому анализу».

Как же особенности римской и эллинской цивилизаций проявились в христианстве? В период утверждения христианства в качестве мировой религии, в IV—VI вв. н. э., напряжённые богословские споры с еретическими течениями вела в основном греческая церковь. Основная черта католической церкви — это «власть, господство, дисциплина». Во главе католической церкви стоит папа римский, считающийся наместником Христа — первым епископом. Папы имели власть не только духовную, но и светскую, что не раз приводило к борьбе пап с королями и императорами. Кульминацией подобной роли римского епископа явилось утверждение догмата о непогрешимости папы в делах веры.

В отличие от католической православная церковь не приписывает непогрешимости какому-либо одному человеку. Непогрешимой признаётся православная церковь в целом, выражающая своё учение посредством Вселенских соборов. По сравнению с католической православная церковь отличается большей свободой внутренней жизни. Так, решающий голос на Вселенских соборах принадлежал епископам, но совещательный имели и клирики, и простые миряне, особенно философы и богословы, принимавшие участие в соборных прениях и помогавшие епископам своими указаниями и возражениями. В отличие от католичества православие разрешает мирянам читать Библию. Если для католичества характерно внешнее единство, то для православия скорее единство внутреннее: соборность, понимаемая как причастность православных к общему Абсолюту. Православие не стремится к прямой светской власти, концентрируя своё внимание на душах людей.

Не вмешиваясь непосредственно в дела светской власти, православие тем не менее оказало определяющее влияние на русскую политическую традицию.

Документ
Из статьи И.Н. Ионова «Россия и современная цивилизация »

«Одним из центральных понятий государственной идеологии Византии было понятие таксиса, сущность которого заключалась... в сближении, соединении земного и небесного порядков. Соединяющей силой была власть императора, нормальное функционирование которой во многом снимало напряжение... Тем самым в православии власть «настоящего», православного царя становилась гарантом возможности будущего «спасения» после смерти... Если в европейском городе в протестантской среде верования толкали человека к активной экономической деятельности (её успех помогал ему убедиться в своей «избранности», в грядущем индивидуальном «спасении»), то в русском городе перед человеком открывался не экономический, а политический путь «спасения», причём с сильной коллективной составляющей. Отсюда, с одной стороны, экономическая активность европейцев и создание ими гражданского общества как механизма утверждения своих интересов, как инструмента борьбы за экономический успех, а с другой — поиски «настоящего» царя в России... Постепенная секуляризация... воззрений привела к тому, что на Западе, особенно в США, высшим критерием оценки деятельности человека, если угодно, воплощением смысла жизни, стали оценки рынка, богатство, в то время как у нас сближение сущего и должного было реализовано в форме коллективного движения к лучшему будущему, в идеях социальной справедливости... Силой, соединяющей сущее и должное... в СССР по-прежнему оставалась харизматическая власть, государство».

Влияние на российскую историю фактора социальной организации

Под воздействием вышеуказанных факторов: природно- климатического, геополитического, религиозного — в России сложилась специфическая социальная организация.

Документ
Из труда П.Н. Милюкова «Очерки по истории русской культуры»

«...У нас государство имело огромное влияние на общественную организацию, тогда как на Западе общественная организация обусловила государственный строй».

Основные элементы российской социальной организации следующие: 1) первичная хозяйственно-социальная ячейка — корпорация (община, артель, товарищество, колхоз, кооператив, концерн и т. д.), а не частнособственническое образование, как на Западе; 2) государство не надстройка над гражданским обществом, как в западных странах, а становой хребет, порой даже демиург (творец) гражданского общества; 3) государственность либо обладает сакральным характером, либо неэффективна; 4) государство, общество, личность не разделены, не автономны, как на Западе, а взаимопрони- цаемы, целостны, соборны; 5) государственность опирается на корпорацию служилой знати (дворянство, номенклатура и т. д.).

Данная социальная организация отличалась чрезвычайной устойчивостью и, меняя свои формы, а не суть, воссоздавалась после каждого потрясения в российской истории, обеспечивая жизнеспособность общества, внутреннее единство его исторического бытия.

Проверяем себя

1. Назовите основные точки зрения на проблему особенностей исторического пути России.

2. Какие доводы приводит С.М. Соловьёв, определяя Россию как страну, принадлежащую к европейской цивилизации? Какими факторами он объясняет «задержку» её исторического развития?

3. В чём принципиальное отличие позиции Н.Я. Данилевского от позиции С.М. Соловьёва? 4. Какие общие критерии (законы) выделял Н.Я. Данилевский для определения того или иного «культурно-исторического типа» в развитии человечества?

5. Какие обстоятельства, по мнению П.Н. Милюкова, влияют на историческую судьбу каждого народа? В чём состоит компромисс- ность позиции П.Н. Милюкова?

6. Перечислите долговременные факторы, повлиявшие на особенности исторического развития России.

Думаем, обсуждаем

1. В чём специфика природно-климатических условий национального ядра России? Какое влияние оказал природно-климатический фактор на российскую историю и национальный характер русского народа? Проиллюстрируйте свои размышления соответствующими пословицами и поговорками.

2. В чём состоят особенности геополитического положения России? Как отразился геополитический фактор на политическом, экономическом и социальном развитии нашей страны?

3. Пользуясь дополнительным материалом, подготовьте сообщение «Раскол христианской церкви».

4. Противоречия между западным и восточным христианством можно свести к двум основным проблемам: а) отношение к государству; б) ценностные ориентации и их воздействие на личность человека. Сформулируйте позиции по этим проблемам католической и православной церквей. Подумайте, какое воздействие оказали эти проблемы на российскую историю и национальный характер её народов.

5. Чем, главным образом, отличается история России от истории остального мира? Какие обстоятельства способствовали специфике её исторического пути?

6. Что общего вы видите в истории России и стран Западной Европы и в чём состоит различие? Чем это можно объяснить?

Работаем с источниками, выполняем задания

1. Как вы понимаете смысл знаменитых строк стихотворения Ф.И. Тютчева? Какое содержание в него вкладывал, на ваш взгляд, поэт?

    Умом Россию не понять,
    Аршином общим не измерить.
    У ней особенная стать —
    В Россию можно только верить.

2. Русский философ и мыслитель И.А. Ильин в своей работе «О путях России» писал: «Из века в век наша забота была не о том, как лучше устроиться или как легче прожить; но лишь о том, чтобы вообще как- нибудь прожить, продержаться, выйти из очередной беды, одолеть очередную опасность...» Как вы понимаете смысл этой фразы? Что она означает?

3. В «Курсе русской истории» В.О. Ключевский отмечал: «История России есть история страны, которая колонизируется». Как вы это понимаете? К какому времени в истории России вы отнесли бы эту фразу?

4. Прокомментируйте слова И.В. Киреевского: «Но в том-то и заключается главное отличие православного мышления, что оно ищет не отдельные понятия устроить сообразно требованиям веры, но самый разум поднять выше своего обыкновенного уровня — стремится самый источник разумения, самый способ мышления возвысить до сочувственного согласия с верою».

<<< К началу параграфа                               На следующую страницу >>>

 

 

???????@Mail.ru