|
|
|
Глава 4. Российская империя
§ 31. Власть и общество в 1725—1800 гг. (продолжение)Государство и формирование дворянского сословия
В первые годы после смерти Петра I положение дворянства оставалось неустойчивым. С воцарением в 1727 г. Петра II в Верховном тайном совете возобладали представители аристократических родов Голицыных и Долгоруких, не желавшие считаться с интересами «выскочек»-дворян. Во многом именно это и привело к активной поддержке гвардией и дворянами самодержавных полномочий Анны Иоанновны. После отстранения верховников от власти императрица отблагодарила дворян. Срок их обязательной службы был ограничен 25 годами, а один из сыновей дворянина мог вообще остаться при поместье. Был отменён вызывавший особое недовольство дворян указ Петра I о единонаследии (по нему поместье можно было завещать после смерти лишь одному сыну). Разрешено было записывать дворянских детей в полки с младенческого возраста.
Эта тенденция закрепилась в царствование Елизаветы Петровны. Все участники приведшего к власти дочь Петра I переворота 25 ноября 1741 г., которые не имели дворянского звания, получили его вместе с денежными и земельными пожалованиями. Была подтверждена привилегия дворян на владение землями, населёнными крепостными крестьянами. Дворянство было освобождено от унизительных наказаний розгами и кнутом. Помещики получали право без суда ссылать своих крепостных крестьян на поселение в Сибирь. Венцом внутренней политики этих лет стало принятие Петром III в 1762 г. Манифеста о вольности дворянства. По нему дворяне были вовсе освобождены от обязательной службы государству. Так было завершено формирование дворянства как особого, привилегированного сословия. Наличие у него лишь прав и привилегий при почти полном отсутствии обязанностей в отношении государства не могло не сказаться отрицательно на положении дел в стране. При этом самодержавная власть монарха не ставилась под сомнение даже в Екатерининскую эпоху. Помимо традиционных для российской истории аргументов сохранения и укрепления самодержавия, при Екатерине II нередко ссылались и на идеи французских просветителей.
Следующая попытка создания единого свода законов была предпринята уже при Екатерине II. В июле 1767 г. был опубликован написанный самой императрицей «Наказ» депутатам Уложенной комиссии. В нём, обосновывая целесообразность для России самодержавной формы правления, Екатерина вместе с тем отмечала, что и царская власть должна действовать на основании закона, за выполнением которого должен наблюдать Сенат. При этом подчёркивалось равенство всех граждан перед законом. Основой экономического строя России объявлялась частная собственность. «Наказ» призывал к разработке законов для различных сословий. Специальный его раздел был посвящён дворянству (с перечислением всех уже имевшихся у него прав), другой — «среднему роду людей» (по сути, среднему классу, который ещё только предстояло формировать). Крестьянам специального документа посвящено не было. Несмотря на то что «Наказ» был лишь предварительной инструкцией депутатам Уложенной комиссии, он имел большое значение. Впервые в российской истории выборным представителям предлагалось принять участие в обсуждении самих основ существующего строя, его реформировании. Для выработки Уложения в июле 1767 г. собрались 572 депутата, избранных от дворян, горожан, казаков, государственных крестьян, нерусских народов. На заседаниях комиссии, где позволено было говорить каждому всё, что он захочет, развернулись дискуссии по самым важным вопросам государственного и общественного устройства. В том числе ряд депутатов поставили вопрос об ограничении и даже отмене крепостного права. Однако Уложение так и не было принято. В 1768 г. началась русско-турецкая война и деятельность комиссии «временно», но, как оказалось, навсегда, прекратилась. Главная причина неудачи Уложенной комиссии заключалась в том, что практически никто из депутатов не имел юридического образования; не были они знакомы и с опытом законотворческой деятельности; низок был ещё уровень политической и общей культуры. Все сословия предлагали не просто улучшить свой статус, а уравнять его в целом ряде пунктов с дворянским. Дворяне же были категорически против этого. Общегосударственного взгляда на проблемы страны, диалога с императрицей о всём круге стоявших перед Россией проблем в итоге так и не получилось. Формирование сословного строяФормирование нового сословного строя заняло в России почти весь XVIII в. Быстрее всего шло оформление прав и состояния дворянского сословия, о чём уже говорилось. Итогом этого процесса стало принятие в 1785 г. Жалованной грамоты дворянству, утвердившей «на вечные времена» его приоритетный статус в России. В ней были собраны воедино и утверждены все те привилегии, права и полномочия дворян, которые были предоставлены им начиная с петровских времён: лишить дворян их звания мог только сословный суд; дворяне не могли подвергаться телесным наказаниям и пыткам; они могли служить или не служить государству; собственность дворян не могла быть у них отчуждена ни при каких обстоятельствах и передавалась лишь по наследству; они имели право заводить в своих имениях любые фабрики и заводы без чьего-либо согласия и разрешения; дворяне освобождались от любых податей; в их домах не могли останавливаться на постой войска. Новым было то, что в губерниях создавались специальные дворянские собрания во главе с избранными предводителями, представлявшими их интересы перед региональной и императорской властью. Правда, в грамоте отмечалась и зависимость дворянства от самодержавной власти. Дворяне, не состоявшие на военной или гражданской службе, не имели права голоса в дворянском собрании и не могли избираться на выборные должности. Не получил освещения здесь и вопрос о праве дворян иметь крепостных.
Права городского населения были закреплены в изданной в том же 1785 г. Жалованной грамоте городам. Она была адресована всем категориям городского населения и рассматривала не только сословные права городского населения, личные права горожан, но и определяла порядок предпринимательской деятельности купцов и ремесленников, работы органов городского самоуправления. Важными были предписания, посвящённые застройке городов, формированию их социальной инфраструктуры. Жалованная грамота городам предусматривала ряд прав и привилегий мещанам. Определялся порядок формирования и деятельности купечества, которое, как и дворяне, освобождалось от рекрутских наборов и подушной подати. Была предусмотрена и категория именитых граждан, которые внесли немалый вклад в развитие города. В третьем поколении они могли претендовать на переход в дворянское сословие. Городские жители должны были участвовать в формировании новых органов городского самоуправления. В частности, создавалась городская дума во главе с городским головой. Они должны были обеспечивать порядок в городе, развивать городскую экономику и городское хозяйство.
Тем не менее, взятые вместе, эти три документа некоторые историки считают прообразом российской конституции.
<<< К началу параграфа Окончание параграфа >>>
|
|
|