|
|
|
Глава 4. Российская империя
§ 31. Власть и общество в 1725—1800 гг. (окончание)Конституционные проектыИнициативы в проведении практически всех реформ как в XVIII, так и в XIX в., принадлежали монархам. Это было понятно: не обладая верховной властью, никто не мог не только осуществлять какие-либо перемены, но и думать о них.
Главной идеей проекта князя А.А. Безбородко являлась мысль о приоритете закона в деятельности не только подданных, но и самих самодержцев. Вслед за Жалованными грамотами дворянству и городам, принятыми Екатериной II, Безбородко предлагал Павлу I определить правовой статус крестьянства, запретить продажу крестьян без земли, расширять практику освобождения крестьян на волю для ведения ими свободного хозяйства. Безбородко вернулся к идее Панина о создании правительственного Сената как «Верховного правительства» России, осуществляющего исполнительные функции не только в центре, но и в губерниях. Роль императора в данном случае сводилась к утверждению законов и решений исполнительной власти, а также к высшему арбитражу. Впервые в проекте Безбородко был поставлен вопрос о том, что все граждане государства должны находиться под охраной законов. Этот проект, как и многие другие, не был принят. Но все они создавали тот фундамент, на котором идеи российского конституционализма получили бурное развитие в царствование Александра I. Общественная мысльСама атмосфера конституционных поисков властью во многом отражала общественные ожидания, а в чём-то и стимулировала их. В высших кругах империи новшества и реформы не всеми воспринимались с восторгом. Один из депутатов Уложенной комиссии Екатерины II князь М.М. Щербатов отразил своё отношение к ним в хлёстком памфлете «О повреждении нравов в России». В нём он обвинил императрицу-реформатора в «славолюбии», в котором он видел главную причину предпринятых ею преобразований.
Весьма популярным в среде просвещённого общества екатерининской поры являлось масонство. Первоначально оно не выходило за рамки просветительства, популяризируя труды известных французских философов. Масоны выступали пропагандистами освобождения человека от сословных, религиозных, национальных рамок и предлагали идею построения общества свободных людей посредством самоочищения и самосовершенствования. С 70-х гг. XVIII в. масонство вступило в новый этап своего развития, связанный с мистическими идеями. Заметными и достаточно угрожающими стали контакты русских масонов с иностранными масонскими ложами. Особенно обеспокоили Екатерину II попытки пропаганды масонских идей наследнику престола великому князю Павлу. Деятельность масонов в России была запрещена. А один из них, издатель Н.И. Новиков, был заключён в Шлиссельбургскую крепость. Другим представителем русской общественной мысли конца XVIII в. был А.Н. Радищев. Получив образование за границей, он долгое время прожил там и был горячим сторонником идеи переустройства российской действительности. Разделяя идеи французских просветителей, он крайне нигилистически относился к российской действительности, особенно к крепостничеству. Он не в полной мере понимал истоки самобытного исторического пути России, разрушительных последствий революционного взрыва. Вернувшись в Россию убеждённым сторонником необходимости революционного свержения существующего строя, он написал и в 1790 г. издал «Путешествие из Петербурга в Москву» , в котором подверг жестокой критике существующие порядки и показал, что ситуация в России весьма отличается от той, которую хотели бы видеть императрица и её окружение. Особенное впечатление на современников и потомков произвели призывы Радищева к освобождению крестьян и ликвидации самодержавия. Книга была запрещена, а сам автор сослан в Сибирь. Если же подводить итог развитию общества и власти в XVIII в., можно сказать, что именно в это время, несмотря на завершение формирования абсолютной монархии, власть была в постоянном поиске путей модернизации страны. Она вступила и в диалог с обществом, его представителями по важнейшим вопросам развития страны. Проверяем себя 1. Когда и кем была предпринята первая в XVIII в. попытка ограничения императорской власти? Чем она закончилась? 2. Кто и почему выступил против попытки ограничения самодержавия? 3. Почему в России XVIII в. так часто происходили дворцовые перевороты? Какие объективные и субъективные причины этого явления вы можете назвать? Данные отразите в таблице. 4. Почему переворот 11 марта 1801 г. многие историки уже не относят к эпохе дворцовых переворотов? 5. Кого из представителей общественной мысли XVIII в. вы знаете? Напишите об одном из них краткое эссе. Думаем, обсуждаем 1. Для чего было необходимо принятие Свода законов страны? Когда и кем были предприняты попытки кодификации законов России в XVIII в.? 2. Какие меры были предприняты наследниками Петра Великого для формирования сословного строя страны? 3. В каком направлении шло развитие общественной мысли в России в XVIII в.? 4. Оцените, какие возможности имелись у правительства Екатерины II для реформирования страны, в частности для отмены крепостного права. Предложите критерии оценки. Представьте информацию в виде графиков. 5. Напишите реферат на тему «Попытка ограничения самодержавной власти в 1730 г.: предпосылки, сущность, последствия». 6. Сравните программы реформ, предлагавшиеся в проектах П.И. Шувалова, Н.И. Панина, А.А. Безбородко. В чём вы видите черты сходства, а в чём — различия? Данные отразите в таблице. Работаем с источниками, выполняем задания1. Чем вы можете объяснить подобную строгую оценку А.С. Пушкиным мировоззрения и деятельности А.И. Радищева? Разделяете ли вы её?
2. Постройте модель российского государственно-правового устройства, используя программу Екатерины II, изложенную в «Наказе» депутатам Уложенной комиссии. Какие идеи этого документа актуальны и сегодня? 3. Подготовьте сообщение на тему «Развитие общественной мысли в России в XVIII в.». 4. Прочитайте отрывок из работы В.О. Ключевского. О каком периоде времени он говорит? Что вы можете добавить к сказанному? Согласны ли вы с таким утверждением?
<<< К началу параграфа Следующий параграф >>>
|
|
|